Исповедуемся, но покаяния нет

Великий пост – время духовной работы над собой, главная цель которой – принести достойное покаяние. Ведь только в результате настоящего нашего покаяния душа очистится и станет достойной того, чтобы в ней воцарился воскресший Спаситель и наполнил ее Своею радостью и блаженством. Но что такое настоящее покаяние?

Достаточно ли для этого просто проанализировать свою внутреннюю жизнь и, найдя в ней грехи, сходить сдать их на исповедь? Ведь обычно к этому и сводится наша работа над собой. Это все очень важно, конечно. Но недостаточно. Проанализировать жизнь своей души, обнаружить в ней грехи и исповедовать их в церкви – это только половина дела, первая часть покаяния, но еще не покаяние.

Задумывались ли мы над тем, почему так бывает: ходишь на исповедь, ходишь, исповедуешь свои грехи, вроде бы каешься в них, но ничего в жизни не происходит, никакого изменения к лучшему, наоборот даже, только хуже становится все, грехи не то, что никуда не деваются, они еще более усиливаются даже. Так почему так? Некоторые даже падают духом и совсем перестают ходить на исповедь: а какой смысл ходить, все равно одно и то же…

Что же делать?

Вот представим себе, что мы идем на исповедь с одним своим грехом. Этот грех такой как бы минус в нашей жизни « — ». Исповедовались, что происходит? Правильно, грех простился. Это значит, что был « — », а стал «0». А что такое ноль? Это ничего, пустота. А по закону как физической, так и духовной жизни, природа не терпит пустоты, она обязательно чем-нибудь да заполнится. Чем образовавшаяся в душе пустота заполнится? Скорее этими же грехами, а то еще и новыми. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Евангелие от Луки глава 11, стихи 24-26).

Проблема современного христианина заключается в том, что он больше думает о грехах своих, тогда как суть христианской жизни заключается в совершенствовании в добродетелях. Настоящие христиане стараются в первую очередь не столько не грешить, сколько развивать в себе добродетели, которые и вытесняют из души все грехи и страсти. А иначе получается, что мы боремся за пустоту, которая ничего нам дать не может. Поэтому настоящее покаяние – это не просто раскаяние в грехах своих, а приобретение в противоположность содеянным грехам соответствующих добродетелей. Например, если человек согрешил гневом, то он должен не столько теперь стараться избавиться от гнева, сколько стараться развивать в себе доброту. И вот когда у него появится цель в виде желания приобрести доброту, вот в этот момент и начинает совершаться настоящее покаяние. Если же он все еще борется со своим гневом, это не плохо, но он будет топтаться на месте, потому что в его душе в лучшем случае будет оставаться ноль. А покаяние – это когда вместо греха « — », в душе появляется добродетель « + ».

У многих из нас есть привычка, когда мы идем на исповедь, свои грехи выписывать на листочек. Это очень хороший способ четко сформулировать свой грех, а не ходить вокруг да около. И вот к этому листочку можно добавить еще один, на котором мы бы написали добродетели в противоположность тем грехам, написанным на первом. Первый листочек с грехами у нас батюшка порвет на исповеди в знак их прощения, а второй у нас останется дома, как установка на работу – развивать в себе добродетели. Так будет легче осознать свою задачу, в каких именно добродетелях нам в первую очередь необходимо совершенствоваться. Это и будет настоящим нашим покаянием. А приобретаемые добродетели начнут наполнять наше сердце радостью, добротой, миром и любовью. Вот тогда и начнется в нас новая жизнь, о которой мы так мечтаем.

Иерей Петр Машковцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика