Радость – признак нормальной духовной жизни

Март
16

Мы ходим в церковь. Мы читаем молитвы. Мы соблюдаем посты. Ходим на исповедь и на причастие. Все это делаем ради спасения души. Но как узнать, что мы на правильном пути? Где гарантии того, что это нам зачтется, так сказать? Ведь как часто бывает, что посещают мысли: а надо ли это все делать? Тем более, что мы видим часто вокруг себя людей, религиозная жизнь которых сводится только к фразе «у меня Бог в душе», но при этом они порой выглядят такими счастливыми, беззаботными, улыбающимися и смеющимися.

А мы? Не редко посещает и тоска, и уныние… Вот обещал же Богу исправиться, на исповеди священнику давал слово, что покончу с дурными привычками, и что? Ничего. Опять все повторяется. Как тут не заунывать. Или во время поста, когда в коллективе праздник, все веселятся, а ты? Держать пост в такой момент – тяжело, нарушишь – отчаяние от того, что не справился. Тяжело в общем быть христианину. Никакой радости в жизни.

Духовная жизнь – это искусство. «Искусство из искусств» — сказано у святых. И мы все призваны к этому великому делу – искусству спасения своей души через единство с Богом. Многое в своей духовной жизни мы делаем неправильно, много совершаем ошибок. Часто на пути к Богу уходим не туда. Но это все естественно. И святые часто шли к своему спасению не по ровной дороге. Единственное, что их сделало святыми, так это то, что они никогда не сдавались, если падали, то поднимались. Часто начинали с начала, не позволяя себе валяться в унынии.

Но где же все-таки тот ориентир, который поможет тебе определять, что ты на правильном пути? Этот ориентир – духовная радость.

Радость – это не внешнее веселье, ни животный дикий смех, не натянутые искусственные улыбки, которые от тебя требует начальство или твой учитель по личностному росту. Радость – это явление внутреннее, тихое, живущее в сердце человека, порой даже незаметное, иногда проявляющееся только в глазах её обладателя.

Помню, как я приехал на Афон и пошел в монастырь, в котором, по рассказам других, вся братия живет во взаимной любви. Я рисовал себе картины, как радостно меня сейчас примет их архондаричный, чья обязанность встречать всех гостей. Как я увижу братию монастыря легкими походками пересекающими монастырский двор и при встрече друг с другом веселящихся, как дети. Я вспоминал, как по телевизору видел протестантские собрания, как они все веселятся. И здесь я, конечно, рассчитывал увидеть куда большую радость на лицах этих настоящих духовных подвижников. Но когда я вошел в ворота монастыря, никто не бросился меня обнимать. Кроме того, первые монахи, которые мне повстречались, даже как-то сурово посмотрели в мою сторону. И вот тут меня сразу же посетило разочарование. Как так-то? Где эта их любовь? Где их радостные лица?

Архондарочный меня конечно же встретил, но встретил спокойно, мне показалось даже, что сухо. Как положено вынес мне афонское угощение. Начались полагающиеся расспросы: кто я, откуда, зачем тут… Но я ведь не так всё представлял себе. В какой-то момент появилось желание даже сбежать отсюда. Но в другом монастыре тебя встретят такие же суровые монахи, думал я, и остался. Остался с этими суровыми воинами, сделанными, как мне тогда показалось из стали, и покрашенными в черный цвет.

Я пробыл в этом монастыре трое суток. И эти дни стали одни из самых счастливых дней в моей жизни. Три дня я пробыл в настоящей братской любви и в радости общения с ними. Внешне строгие монахи оказались действительно изнутри насквозь пропитанными благодатью Святого Духа. И эта благодать незаметно, но явственно изливалась и на меня, неразумного, своей неизреченной радостью. Настоящая духовная радость – она не показная, она не внешняя, откуда-то натянутая на лицо. Она живет в самом сердце и незаметно проявляется в словах, а главное в поступках. Она как соль в блюде незаметна, но придающая ему его настоящий вкус. Настоящая радость – это дар Святого Духа, это действие благодати Божией. У кого-то она бывает выражается на лице, у кого-то нет. Но её можно почувствовать сердцем. Она проявляется в ласковом взгляде, порой даже сурового лица. Она проявляется в добром слове, даже тогда, когда тебе делают строгое замечание. Она проявляется в простых поступках, наполненных любовью, и при этом и твое сердце наполняя тоже неземной радостью.

Вспомним слова нашего великого русского святого преподобного Серафима Саровского: цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святого. А благодать Божия всегда проявляется через духовную радость. Вспомним описания старца Серафима, его лицо всегда излучало радость. И каждого приходящего к нему он приветствовал «радость моя». Будем стремиться и мы стяжать в сердце своем радость о Духе Святом, ведь это и есть цель нашей христианской жизни.

Иерей Петр Машковцев


Вы можете оставить комментарий.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомление
Яндекс.Метрика
footer.jpg