Как часто мы с вами произносим молитву Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу». Но что для нас значат эти слова, которыми мы прославляем нашего Бога?
В первую очередь, мы сможем сказать, что этими словами мы исповедуем самый главный догмат христианства, который отличает его от других религий – догмат о Святой Троице. Мы веруем в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Но при этом, это не три отдельных бога, а Один, точнее Един: Троица Единосущная и Нераздельная. Этот догмат очень хорошо запоминается, и многие верующие его знают. При этом можно отметить, что этот догмат был сформулирован великим православным богословом святителем Василием в IV веке, за что и получил свое славное прозвище Великий.
Конечно же, это совсем не значит, что христиане до Василия Великого не верили в Святую Троицу. Они верили и в Бога-Отца, и в Бога-Сына и в Бога-Духа Святого, но только не могли подобрать нужные слова, чтобы выразить это четко и понятно. Очень часто такие попытки до святителя Василия уводили мысль не туда, отчего возникали различные ереси, ради осуждения которых и пришлось созывать Вселенские
Соборы.
Христиане всегда верили в Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. И не просто верили, но пребывали в непрестанном общении в Духе Святом с Сыном Иисусом Христом, а через Него и с Самим Богом-Отцом. Они не могли это выразить, но своими духовными очами могли созерцать Святую Троицу. А когда появился догмат, легко объясняющий сущность Бога, произошел некий крен в духовной жизни. Если первые христиане не могли выразить, но пребывали в общении со всеми Тремя Ипостасями Бога, то последующие христиане, выучив этот догмат, потеряли живое общение с божественными Лицами. Знание заменило созерцание.
А давайте мы с Вами сегодня, произнося эти святые слова молитвы Святой Троице, задумаемся над их смыслом, что стоит за ними, кроме исповедования догмата? Еще раз скажу, для первых христиан эти слова не были просто словами, для них эта была сама Жизнь.
Что значит — Отец, и Сын и Святой Дух – Три Ипостаси при одной Сущности? Это не просто, когда 3=1, а 1+1+1=1. Это значит, что Три Божественных Личности составляют Единство. Как такое возможно? Возможно ли это вообще? Конечно, мы можем сказать, что это догмат, а догмат не обсуждается, а просто принимается за веру. Но опять же, для наших предшественников по вере это было что-то очень важное, на чем строилась вся их Жизнь.
Тайна Святой Троицы – это есть в первую очередь тайна любви, настоящей истинной любви. Только через понятие совершенной любви нам открывается тайна Триединства: «Когда мы говорим о любви во Святой Троице, мы постоянное держим в памяти, что Бог есть Дух, и любовь в Боге вся духовна. Отец любит Сына так сильно, что Он весь в Сыне и Сын любит Отца так сильно, что весь в Отце, и Дух Святой по любви весь в Отце и Сыне.
Это Сын Божий засвидетельствовал словами: «Я во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10). И Сын во Святом Духе и Святой Дух в Сыне», пишет святитель Николай Сербский в повести «Кассиана». И далее там же продолжает раскрывать тайну единства Трех Лиц нашего Бога: «Особенность любви состоит в том, что любящий желает раствориться в возлюбленном. Так горяча любовь Отца к Сыну, что Он хотел бы раствориться и истощить Себя в Сыне. И наоборот. Такова же и любовь Духа Святого к Отцу и Сыну. Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть. Потому и говорится о Святой Троице: «нераздельна — неслитна».
Нераздельна, ибо едина по сущности и в любви; неслитна, ибо по ипостасям лична. Триединый пламень естества, жизни и любви. От этого величественного огня божественной любви зажигаем и мы наши малые сырые свечки земной любви, которые дымят, чадят и легко гаснут. А что три Лица не сливаются и не разделяются, то это — действие любви всякого Лица по отношению к двум другим. Ибо всякий из них по любви стремится, чтобы возвеличились и прославились остальные два Лица Святой Троицы.
Это видно из слов Сына Божиего: «Отец Мой более Меня есть». Святитель Николай этими словами открывает нам не просто тайну Святой Троицы, он открывает нам тайну любви. А теперь давайте заново посмотрим на те основные заповеди, которые заповедал нам Господь, заповеди любви – возлюби Бога своего и возлюби ближнего своего. Возлюбить – это значит стать единым с возлюбленным, начать с ним единую жизнь. И в первую очередь это касается нашего Бога.
Возлюбить Бога – значит войти в ту жизнь Святой Троицы, в которой пребывают Сами Божественные Лица Отец, Сын и Святой Дух, присоединиться к Их образу жизни. Тайна Святой Троицы есть тайна вечной жизни, которая возможна только в единстве любви. Именно так – в единстве любви с Богом и друг с другом – жили первые христиане, жили наши святые, на этом принципе единства любви стоит вся наша Церковь Православная. К этому единству любви призваны и мы все с вами, дорогие братья и сестры.
Иерей Петр Машковцев