«Пасха» — буквально обозначает «переходить». Этот праздник первоначально был установлен в память исхода евреев из египетского рабства, о чем описано в Библии в книге Исход. Сорок лет евреи ходили по пустыни прежде, чем вошли в землю обетованную. Сорок лет ходили по пустыне, чтобы прийти к месту, достигнуть которого можно было бы и за пару месяцев. Почему так? Потому что для новой жизни нужны были новые люди. Те, кто вырос в рабстве имели менталитет раба и не могли организовать новый образ жизни – самостоятельный и независимый от других племен. Поколение рабов в первый же день покорились бы любому, кто захотел бы их покорить и с легкостью бы предали Бога. Поэтому Пасха – это не просто переход с одного места на другое. Пасха – это в первую очередь переход человека из одного состояния в другое.
С воскресением из мертвых нашего Господа Иисуса Христа праздник Пасхи обрел новый смысл и приобрел вселенский характер, он стал касаться уже каждого человека, живущего на земле. Праздник Пасхи, как Воскресение Спасителя, приобрел смысл перехода от смерти к жизни: как Христос воскрес из мертвых, так и каждый верующий в Него в свое время перейдет через свою физическую смерть к жизни вечной, в свою землю обетованную. В этом великий дар Творца всему человечеству. Но вот только произойти это должно не механически, каждый человек обязан пройти свой внутренний духовный путь за Христом от смерти к жизни. Иначе говоря, дар вечной блаженной жизни, который нам посылается через праздник Пасхи, дается не просто так в руки каждому, а находится в особом месте, в новой земле обетованной, до которой нам необходимо еще дойти.
Почему так? Почему не просто так дать людям жизнь новую полную вседовольства и блаженства? Точно так же потому, почему евреи не смогли получить свою землю обетованную сразу, а только через сорок лет странствования по пустыни. Земля обетованная была рядом, достигнуть ее было не так сложно, но привычка жить как раб тянула постоянно людей назад, к прежнему образу жизни. Новая жизнь вызывала только страх и ужас, а не радость. Все сорок лет странствования пронизаны ропотом на Моисея, через которого Бог хочет даровать новую жизнь. Все сорок лет слышится недовольство и призывы вернуться назад «к котлам с мясом», но в статусе абсолютно бесправного существа – раба. Чтобы стать счастливым – не сложно, Бог с радостью готов даровать все, что для этого требуется каждому человеку. Но вот, чтобы воспользоваться этим бесценным даром, необходимо обладать способностью быть свободным. А свободу в себе надо воспитывать. Как древние евреи свою свободу с легкостью хотели продать египтянанам за кусок мяса, так и мы свою свободу, а вместе с ней и дар вечной блаженной жизни, с легкостью готовы продать фараону-дьяволу, который властвует над нами через наши же страсти. Поэтому прежде, чем причаститься к великому дару Божьему – вечной блаженной жизни, то есть стать счастливым – вначале необходимо научиться быть свободным. В этом и заключается смысл нашего внутреннего пути – перехода от рабства страстям к свободе в Боге, как к Источнику вечной блаженной жизни.
С чего же начинается наш исход от мрачной жизни в рабстве в жизнь новую в земле обетованной? А с того же, чего начинается обычный переход из пункта А в пункт В – с движения. Переход в жизнь вечную начинается с выходом от греха к добродетелям. Он заключается в том, что мы должны измениться внутренне, стать другими людьми, новыми. Движение заключается в том, что мы свои усилия должны научиться направлять
не на исполнение своих вредных и губительных рабских привычек греха (зависти, раздражительности, обидчивости и т.д.), а на выработку новых – смирения, доброты, молитвы, милосердия, умеренности… Научиться отталкиваться от уныния и отчаяния и стремиться к радости и упованию на Бога, стараться выйти из озлобленности и раздражительности в сторону доброты и благодушия, покинуть недовольство всем и направиться прямо к благодарению Бога за все… Вот наш путь.
Христианин должен стараться быть не просто хорошим человеком, он должен стараться каждый день стать лучше. Такое понимание духовной жизни, как постоянное движение в самосовершенствовании к Богу, создает особое состояние души и соответственно сама жизнь становится иной. Восприятие жизни как «путешествие» к Богу делает ее более интересной и увлекательной, а трудности начинают восприниматься как обычная необходимость на любом пути и с легкостью преодолеваются. Главное не стоять на месте, ведь Пасха – это движение вперед. Главное постоянно двигаться к Богу. Другого способа достигнуть земли обетованной у нас просто нет.
Священник Петр Машковцев