Думаю, что каждый из нас нет-нет, да начнет общаться сам с собой, то вопросы начнем себе задавать, то рассуждаем, как с оппонентом, а то и спорить начнем вплоть даже до ругани с самим же собой. У некоторых при этом появляются смущения: а вообще нормально ли это? Не схожу ли я с ума? Ведь одно из определений самого распространенного психического заболевания – шизофрении — звучит как раз, как раздвоение личности. Может она и есть?
Одни психологи и психиатры скажут, что это нормально, другие – нет, не нормально. Вот и получается, что это ненормальная нормальность. В современной психологии внутреннее состояние человека принято разделять на эго и другое эго (у разных психологов оно называется по-разному). Но как нам, обычным людям, со всем этим разобраться и обрести внутреннее единство?
То, что нам присуща двойственность, мы находим подтверждение тому и у апостола Павла, который говорит о ветхом человеке и новом – и эти оба человека в одном. Ветхий человек стремиться жить в свое удовольствие в этом временном мире, а новый – это тот, кто стремиться к жизни духовной, к жизни вечной. Причем эти два человека находятся в постоянном конфликте между собой. Отсюда в нас эта постоянная раздвоенность, неудовлетворенность, неуверенность в своих желаниях. Но нормой для человека является все-таки внутреннее единство, целостность, без которой просто невозможно стать счастливым. Стать счастливым человеком может только человек целостный.
Что же от нас требуется тогда? Этого ветхого человека в нас, который стремиться к комфорту и удовольствиям, я бы назвал эгоистом, потому что это наше эго, как начальная форма нашего существования. Но постепенно с годами у человека пробуждается его второе «я», настоящее, которое можно назвать личностью, образ и подобие Божие в человеке. Эго – это не всегда плохо, эго заботиться о благополучии тела, о нормальной временной жизни, которая нам необходима и важна, но недостаточна. Ощущая в себе духовные потребности, потребности вечной жизни и приходя постепенно к осознанию, что счастье находиться не в материальной сфере жизни, а в духовной, человек начинает пытаться пробиться в эту духовную сферу. И тогда в ветхом человеке зарождается еще и новый, со своими ценностями и стремлениями.
И вот эти два человека – ветхий и новый, эго и личность – как два ребенка у одного родителя, то вместе играют, то спорят, то дерутся. А мы, как их родители, то на сторону одного встаем, слушая его, то другого, также прислушиваясь и к нему, постоянно вовлекаемся от этого в конфликт, от которого сами себе не находим места.
Так просто от ветхого человека не избавиться, он все равно останется в нас до конца наших дней. Но и вместе с ним на равных жить с новым в нас человеком означает опять постоянный внутренние расстройства, постоянный раздрай. Апостол Павел говорит о том, что необходимо совлечься ветхого человека и облечься в нового для обретения целостности себя. А это есть непростой процесс, который получил название преображения и происходит он постепенно, проходя через определенные этапы и законы жизни.
И можно сказать, что вся суть нашей этой временной жизни в том и заключается, чтобы успеть преобразиться из ветхого себя в нового, из обусловленного пришедшего в этот мир в настоящего, из мнения окружающих стать собой. Придти к своему истинному единству.
Священник Петр Машковцев. Фото Сергея Склярова