О духовной пустоте

Во все времена люди пытаются понять причину несчастий человеческих. Как в далекие времена, так и сегодня мы задаем один и тот же вопрос «почему». Почему происходят различные бедствия, скорби и болезни? В чем их причина? Где зарыт корень, из которого вырастает все зло, в изобилии выливающееся на нас? Где найти ответ?

Попытками найти ответы на «проклятые вопросы» во все времена занимались не только философы и богословы, но и писатели, и художники, в наше время ученые. И ведь ответ-то найден. Он выстрадан в тяжелых муках переживаний различных жизненных испытаний, потери собственного смысла жизни, попытки выжить на войне и в концлагере… Некоторым, кто особенно старался познать тайну миробытия, была открыта причина человеческих несчастий. Некоторые из них свои откровения даже описали, кто в художественных произведениях, кто на картинах, кто просто описал это в своих размышлениях. И самое главное это то, что со многими из этих произведений мы с вами уже знакомы. Что-то из них мы проходили в школе даже, как обязательную программу, что-то обнаружили сами.

Ну, например, всем нам хорошо знакомо произведение Лермонтова «Герой нашего времени», где Михаил Юрьевич описывает несчастную жизнь Печорина. В чем причина его несчастий? Здесь еще непросто догадаться, но автор на Печорине показывает однозначно – материальные блага не могут сделать человека счастливым. Это произведение было написано как раз тогда, когда современники Печорина фактически отрекаются от Бога и провозглашают наличие только материальной жизни. Что только здесь в этом физическом мире человек и должен выстраивать свою жизнь. Чуткая душа писателя сразу же реагирует на провозглашение новой материалистической идеологии – отречетесь от духовного, вас всех ждет то же самое, что и Печорина – пустота, а за ней клубок несчастий и смерть.

И вот уже и Пушкин вторит ему, подтверждая его выводы, причем испробованные на себе. Он сам становится героем своего времени, отрекается от Бога и зацикливается только на материальных благах. И что? Ужас – в конце концов говорит Александр Сергеевич, пытаясь выкарбкаться из этого ада, в который он сам себя опустил. Он снова ищет Бога, и нас всех предупреждает – потеряете Бога, потеряете все, будете обречены только на муки страданий. Все это он описал в своих стихотворениях. И если мы внимательно будем изучать его труды, мы это увидим. Вот он пишет, например, в стихотворении «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился». Все четко и понятно: человек, который потерял Бога, испытывает такие духовные терзания, как и человек, находящийся в знойной пустыне без питья. Но не услышали поэта, не поверили.

И как бы нового пророка спустя некоторое время, когда духовная болезнь нигилизма распространяется по нашей стране, как чума, Господь посылает нам уже Тургенева со своим произведением «Отцы и дети». Какой только смысл мы не искали в этом произведении на уроках литературы. Различный, но только не тот, который нам пытался передать Иван Сергеевич. Смысл этого произведения банально проста – потеряете Бога, потеряете жизнь, нигилизм – это смерть, в первую очередь духовная, а потом и телесная.

Здесь можно вспомнить еще и Николая Васильевича Гоголя с его всем нам хорошо знакомым произведением «Мертвые души». О чем оно? Смысл все тот же: духовная смерть причина всех несчастий человека. Но опять не расслышали вопль пророка-писателя. И чувствуя, что его никак не хотят понять, Николай Васильевич в отчаянии сжигает свое новое произведение – не достучаться.

Так почему же мы так упорно не хотим уяснить простую истину, не раз нам сказанную и святыми, и писателями (коль не доверяем святым) – причина всех зол наших – это духовная пустота, потеря Бога. И Лермонтов, и Пушкин, и Гоголь, и Тургенев, и Достоевский и многие другие нам об этом просто вопиют через свои произведения. Но мы упорно их не слышим, и вследствие этого все так же сидим у своего разбитого корыта.

Поэтическая переписка А.С. Пушкина с митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).

Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Ответ святителя:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.

Пушкин благодарит митрополита:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Священник Петр Машковцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика