Почему верующие теряют радость

Обычно, когда человек обращается к Богу и начинает духовную жизнь, начинает молиться дома, ходить в Церковь, соблюдать посты, его сердце наполняется обильной радостью, он находится в особом в возвышенном состоянии. Но проходит какое-то время и все атрибуты церковной жизни превращаются в рутину, мы можем продолжать исполнять их просто по привычке. А бывает у некоторых наступает и такое состояние, когда чтение обычного правила становится не просто рутиной, но даже и в тягость. Когда соблюдение поста вызывает негативные эмоции, человек становиться от этого даже особенно раздражительным.

Раньше не знал молитв и постов и жил нормально, жил «как все», сейчас же настало такое состояние, что тебя как будто раздирают на части: молиться и поститься в тягость, но и не молиться и не поститься не можешь, потому что сейчас начинает загрызать совесть. И превращается тогда христианин в такое мрачное существо, которого все раздражает и который всем недовольный. А ближние его начинают размышлять: до чего же Православие – мрачная религия, религия одних запретов, никакой радости там.

Конечно же, это совсем не так. И то, что верующие теряют радость в своей духовной жизни, это первый признак того, что в душе пошло что-то не так, произошел сбой в духовной жизни. Христиане во все времена отличались от остальных тем, что на их лицах всегда была особая тихая чистая неземная радость. Глядя на них, и язычники хотели становиться такими же, и им хотелось обрести такую радость в жизни. Так почему же мы, православные, в своей церковной жизни теряем эту радость?

Духовная жизнь у каждого христианина, конечно же, своя. Но при этом в общем плане есть и определенные законы. Один из них заключается в том, что духовная жизнь разделяется на два основных этапа. Первый из них является подготовительным. Причем этот закон применим не только к каждому человеку, приходящему к Богу, но и ко всему человечеству в целом. Ведь в начале Бог с людьми заключил Ветхий Завет через Своего пророка Моисея, а потом уже, спустя пятнадцать столетий, на Тайной Вечери Сам лично заменяет Ветхий Завет на Новый. Ветхий Завет не мог человечеству открыть врата Царствия Божия, он носит только подготовительный характер. И только через Новый Завет верующему даруется Царство Небесное. Почему же Господь сразу не заключил с нами Новый Завет? Зачем нужен был Ветхий?

Ветхий Завет носит подготовительный характер, он подготавливает человечество к встрече с Самим Богом и принятию от Него Нового Завета. Ведь древний человек был настолько глухим к духовному миру, что не был способен хоть сколько-то воспринимать божественное, по рукам и ногам он был скован настолько властью дьявола, что грех, преступление, злоба и ненависть было нормой жизни. Убийство и насилие было веселым развлечением. Такие понятия как нравственность, совесть, честность, любовь – были пустым звуком. Десять заповедей, которые Моисей передал народу, были направлены на то, чтобы обуздать его злые поступки, заставить задуматься о Боге. И мы видим, что потребовалось пятнадцать веков для того, чтобы человечество привыкло жить по элементарным человеческим правилам, давать своим поступкам нравственную оценку, задумываться о вечной участи своей души. Вот только тогда Господь дал людям новые знания, благодаря которым им открывалась жизнь вечная и блаженная.

Точно также происходит и с каждым человеком, который задумывается о своей душе и обращается за помощью Бога. Духовная жизнь его начинается тоже с подготовительного ветхозаветного периода. Ведь обычно безбожный человек живет без понятия о нравственности, понятия добра и зла носят лишь субъективный характер: добро – это все то, что мне нравится, и при этом не важно грех это или нет, причиняет другим это страдания или нет, лишь бы мне было хорошо. Единственным сдерживающим фактором является только нежелание оказаться за решеткой. Душа такого человека не способна еще воспринимать заповеди о любви, для него любовь – это дикость и сумасшествие. Сознание его зациклено полностью на теле, на внешних поступках.

Поэтому такой человек, когда приходит в Церковь, способен воспринимать только ветхозаветные заповеди, которые регламентируют лишь внешнюю плотскую сторону его жизни. Он начинает учиться давать нравственную оценку своим поступкам, старается избавиться от греховных привычек, ограничивает себя в совершении какого-либо зла. Спустя какое-то время мы видим уже нового человека, который изменил свой образ жизни, стал порядочным и благочестивым. Перестал совершать смертные грехи, приучил себя к праведным делам. И вот именно здесь и происходит этот опасный момент духовной жизни, когда происходит разочарование и теряется радость о Господе. Дело в том, что человек пройдя только подготовительный период своего духовного развития, начинает считать, что он уже все исполнил. Он же научился жить по заповедям Божиим, значит Бог теперь должен дать ему обещанное Царство Свое, уготованное всем праведникам. Почему оно не раскрывается в нем, как у святых? Почему Бог обманул? А дело все в том, что исполнил-то человек только Ветхий Завет. Царство же Божие открывается только при вступлении верующего в Завет Новый, когда он начнет жить по правилам Нового Завета.

Большинство из нас надо признаться остается в Ветхом Завете, немногие осознают, что это было только подготовлением себя к новой жизни с Богом, что это не конечная цель духовной жизни, а только начало. Да, это был не простой период, за который мы изменили себя в лучшую сторону, отказались от греховных привычек, приучили к новым. Но это все носит только внешний характер, мы изменили себя только на телесном уровне, а душа-то наша еще не поменялась, она осталась прежней. И самое главное, она еще не соединилась с Богом крепким союзом любви. Поэтому она еще пуста, в ней нет еще настоящей радости. Та радость, которая была в начале, исходила из наших успехов в победе над своими плохими поступками. Но вот мы изменились, больше нет чувства переживания успеха в работе над собой. Новая жизнь становится нормой. И радость покидает нас…

Чтобы радость не покидала нас, чтобы счастье и блаженство, как предвосхищение Царства Божия, стало входить в нас, нельзя останавливаться на подготовительном этапе, необходимо подниматься на новый уровень духовной жизни. Этот уровень есть вступление в Новый Завет с Богом. Жизнь совсем другая, нежели мы жили прежде. Это есть жизнь настоящая. Жизнь, которой жили все наши святые и праведники. Жизнь, к которой призваны и мы все с Вами.

Как же можно узнать, где ты находишься, еще в Ветхом Завете или перешел уже в Новый? Для этого надо понаблюдать за собой, за тем, как мы ведем свою духовную жизнь, как мы готовимся к исповеди. Если для нас важно только вычитать молитвенное правило, а общения с Богом нет, в течении дня мы больше о Нем не вспоминаем и не обращаемся к Нему, значит Новый Завет еще не наступил. Если все наши усилия внутренние сводятся только к борьбе с грехами, к старанию не совершать их, значит мы еще в Ветхом Завете.

Почему? Потому что святые думали больше о Боге, чем о себе. Святые старались более совершенствоваться в добродетелях, а не просто бороться с грехами. Святые старались более совершенствоваться в любви к Богу и ближнему, а не просто в сухом исполнении своих правил. Святые старались с каждым днем стать более похожим на Бога, еще больше уподобиться Ему, а не просто стараться не грешить. Новый Завет – это постоянное духовное самосовершенствование в любви и добродетелях, а не просто отслеживание своих грехов и очередная сдача их на исповеди.

И радость настоящая приходит только тогда, когда мы стали хоть немножечко лучше, чем вчера в глазах Божиих, когда мы хоть еще насколько-то приблизились к Нему. В этом и заключается настоящая духовная жизнь – в постоянном духовном самосовершенствовании в любви к Богу и ближнему.

Священник Петр Машковцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика