Св. Алексий родился в Риме при императоре Аркадии (395-408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорбного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образование, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.
Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому каравану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.
Между тем его отец отправил слуг во все концы на поиски сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребывала безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть какого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и подавали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, которое он из любви к Богу переносил с благодарностью, изменили его телесный облик.
По прошествии долгих лет церковному ризничему явилась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел человеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова решил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблагоприятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, пригнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собственного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюбленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.
Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей отчего дома, перенося без единого слова недовольства, и даже радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почувствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пером в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.
В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался голос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет молиться за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое тело!» Весь народ начал молиться — и снова послышался голос, который открыл, что человек Божий находится в доме Евфимиана.
Когда величественная процессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раздавал свое пропитание еще более бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже радуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижину и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служитель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъестественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радоваться и ликовать от того, что они произвели на свет столь великого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.
У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославляли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную благодать, дотронувшись до тела святого.
Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия в гробу, украшенном золотом и драгоценными камнями. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря