День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов.
Праздник Иоанна Богослова 9 октября установлен в память об окончании земного пути человека, остававшегося на тот момент единственным живым свидетелем смерти и Воскресения Христа. Любимый ученик Иисуса прожил около ста лет, когда Богом было открыто ему, что дни его сочтены. Тогда апостол велел своим ученикам выкопать могилу, попрощаться и оставить его там, засыпав землей. Когда же через некоторое время ученики вернулись, то не обнаружили тела Иоанна. Но весной, 21 мая по новому стилю, древние христиане наблюдали на этот месте удивительное явление: от могилы апостола исходил тонкий целительный прах. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник.
Житие Иоанна Богослова
Согласно Евангелию, Иоанн был призван вместе со своим старшим братом Иаковом, когда они, сидя в лодке, чинили сети. Оставив отца, братья последовали за Иисусом. Оба они, «сыны грома», как назвал их, видимо, за взрывной характер, Господь, — избранные ученики Христа, но Иоанн – самый молодой из апостолов и единственный, кто вместе с Богородицей стоял у Креста. Именно ему было завещано Спасителем опекать Богоматерь, и он заботился о Ней до Ее Успения, и лишь потом отправился на свою апостольскую проповедь в Малую Азию, в Эфес.
Во время морского путешествия корабль, на котором был Иоанн вместе со своим учеником Прохором, настигла буря. После кораблекрушения апостол пропал, и лишь через 40 дней на глазах у своего ученика живым был выброшен на берег.
Проповедь Иоанна в Эфесе (на территории современной Турции) сопровождалась чудесами, воскрешениями и исцелениями, и многие язычники, видя происходящее, стали христианами.
Тогда император велел казнить Иоанна, но ни яд, ни кипящее масло не подействовали на святого, и единственное, что оставалось языческому правителю, это сослать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос. По пути туда Иоанну не раз пришлось ради спасения команды и стражников показывать Господни чудеса, и вскоре на корабле не осталось неверующих. Стража готова была отпустить пленника, но он велел ей исполнить свой долг.
На Патмосе апостол прожил долгие годы, продолжая обращать людей к Богу. Там ему был явлено видение, которое легло в основу последней Книги Священного Писания – Апокалипсиса (Откровения), – рассказывающей о будущем человечества.
Когда же стало известно, что гонения на христиан прекратились, Иоанн вернулся в Эфес, где умер своей смертью в преклонных годах. Он провел последние свои годы в посте и молитве, и, не имея сил произносить длинные проповеди, говорил лишь: «Любите друг друга», утверждая, что соблюдения этой Божьей заповеди может быть достаточно, чтобы войти в вечную жизнь.
Помимо единственной пророческой книги Нового Завета – Апокалипсиса – апостолом Иоанном были написаны Евангелие, которое заметно отличается от трех так называемых синоптических Евангелий (Марка, Матфея, Луки), и три послания, адресованных всем христианам. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7-8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.
Иконы Иоанна Богослова
На иконах Иоанн Богослов бывает изображен и как юноша, и как старец, так как он – самый молодой и в то же время проживший самую долгую жизнь апостол.
Часто на иконах Иоанна Богослова, как и при жизни, сопровождает его верный ученик Прохор.
Храмы Иоанна Богослова
В мире сотни православных храмов, освященных в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
На греческом острове Патмос, где апостол провел годы своего изгнания и где им было получено Откровение, теперь находится монастырь Иоанна Богослова.
Интересно, что в России тоже есть остров с таким же названием и храм Иоанна Богослова на нем. До революции православная церковь на крохотном островке посреди горной реки Катунь просуществовала около 70 лет, а в 20-е годы ХХ века была разрушена. Только на рубеже ХХ-ХХI веков на алтайском Патмосе был выстроен новый деревянный храм, освященный в честь апостола.
В Москве более полутора десятков храмов, освященных или имеющих придел Иоанна Богослова. Так, например, церковь святого апостола Иоанна Богослова есть в Андреевском монастыре. Сейчас находящийся в колокольне храм не действует, но именно в нем, когда монастырь после революции был закрыт, продолжались богослужения вплоть до конца 30-х годов.
Интересна история еще одного столичного храма Иоанна Богослова, возведенного в самом центре Москвы в XV веке. Храм неоднократно перестраивался и менял свой облик, более 75 лет в нем располагался Музей Москвы, но название «под вязом», приобретенное им в XVIII веке из-за растущего рядом с алтарем огромного дерева, сохранилось по сей день. Сегодня храм Иоанна Богослова под Вязом предоставлен православному институту, который также носит имя святого апостола.
Пещера Иоанна Богослова
Пещера Иоанна Богослова или Пещера Апокалипсиса — это пещера на острове Патмос, в которой, согласно Преданию, апостол находился, когда ему было открыто знание о конце времен. Все, что было явлено Иоанну, он диктовал своему верному ученику Прохору. В пещере сохранились место, где пребывал апостол, и каменный аналой, который служил столом для Прохора.
Над пещерой выстроена церковь, один из приделов которой находится в самом гроте. Над входом в пещеру Иоанна Богослова сделана надпись, которая сообщает входящему, что здесь «дом Бога» и «дверь на Небеса».
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, в ведении которого находится это святое для христиан всего мира место, а также сама пещера Апокалипсиса входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис – последняя книга Священного Писания, единственная пророческая книга Нового Завета. Апостолу Иоанну, находившемуся на острове Патмос в ссылке, был голос, повелевший зафиксировать все то, что будет ему открыто. Дословно «апокалипсис» переводится как «снятие покрова», «раскрытие».
Часто Апокалипсис воспринимается лишь как описание конца света, но это не только рассказ о тех страшных событиях, которые ждут человечество в конце его истории, в первую очередь это предсказание Второго пришествия Христа и возвращения человека в Рай, об изгнании из которого рассказывается в первой книге Писания.
Читать Откровение Иоанна Богослова
Апокалипсис не называет точную дату и не описывает катастрофы в деталях, он лишь говорит о том, что «время близко», и конец может наступить в любой момент. Откровение Иоанна Богослова вызывает не только трепет перед Страшным Судом, но и великую надежду, так как оно пророчит полную победу Бога над дьяволом и пришествие Царствия Небесного, которое ежедневно призывают христиане в молитве «Отче наш» («…да приидет Царствие Твое…»).
Откровение Иоанна Богослова наполнено трудными для понимания символами. Их расшифровкой занимались и продолжают заниматься богословы и философы. Попытки разгадать образы, запечатленные апостолом в этой Великой Книге, отображены в произведениях искусства прошлого и современности. Чтобы приблизиться к пониманию Апокалипсиса, нужно ознакомиться с другими книгами Библии, стоит обратиться к трудам отцов Церкви, таким, как «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийскойго (V в.), на которое опираются все толкователи в дальнейшем, и библеистов ХХ века, например, Брюса Мецгера и архимандрита Ианнуария (Ивлиева).