Особую ценность в православном понимании спасения человечества представляет беседа помещика Н. А. Мотовилова с Серафимом Саровским, исцелившим его от тяжелой болезни. Старец знал, что с подросткового возраста Мотовилова постоянно тревожил вопрос о смысле земной жизни, на который он искал ответ у духовных отцов, был неудовлетворен их определениями и даже осужден за любопытство.
От Серафима Саровского помещик узнал, в чем действительно заключен смысл жизни христианина. Благодаря сохраненным архивам каждый православный может ознакомиться с этим суждением.
А состоит оно в том, что молитва, телесное воздержание, подаяния и прочие добродетели не являются настоящей целью, а служат лишь средствами ее достижения. Настоящая же цель жизни на земле заключена в стремлении к безупречности, то есть — в уподоблении Богу. Добрые дела приносят дары Святого Духа, если осуществляются ради Христа. Тот, кто не с Богом, тот безрассуден и занимается простым собиранием.
Создатель дает человеку возможность спасения и приобретения в себе Духа Святого при земной жизни. Он посылает ему средства. Человек должен сделать выбор – принять их или нет. Воспользовавшись ими и уверовав, добрые дела начинают совершаться им с пользой.
Для уподобления Богу в мирской жизни, человеку нужен «благодатный капитал». Он вечный и приобретается таким же способом, как накопление денег и почестей. Дело жизни на земле Господь называет «куплею» и призывает находить время для обретения небесных благ посредством земных товаров – добродетелей, делаемых ради Христа и доставляемых благодать.
Помогает уподобиться Богу больше всего молитва. Для беседы с Создателем каждый может найти время и место. Она дает человеку самую большую благодать Духа Божьего. Другие добродетели также важны. В первую очередь творить нужно те, которые максимально сближают человека с Богом. Без тщательных испытаний творимые добрые дела не приносят Божественного Духа. Рассуждать, делать добро ради Христа, раздавать дары Духа Святого – в этом и заключен истинный смысл христианской жизни.