Прощеное воскресенье

Мы вплот­ную при­бли­зи­лись к Ве­ли­ко­му по­сту. Хри­сто­ва Цер­ковь ста­вит нас пе­ред осмыс­ле­ни­ем Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. От­не­стись к это­му мы долж­ны се­рьёз­но, вдум­чи­во, от­вет­ствен­но. Пост пред­ва­ря­ет­ся Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, чтобы мы про­сти­ли ближ­ним все со­гре­ше­ния про­тив нас.

Это усло­вие аб­со­лют­но необ­хо­ди­мо для стя­жа­ния чи­сто­ты серд­ца — за­да­чи, ко­то­рую мы бу­дем ре­шать в пе­ри­од про­хож­де­ния пост­ни­че­ско­го по­при­ща. Мож­но, ко­неч­но, упро­стить чин про­ще­ния и све­сти его к чи­стой тра­ди­ции, пе­ре­няв при этом, по­ло­жим, обы­чай от­цов-пу­стын­ни­ков, ко­то­рые на вре­мя Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы ухо­ди­ли из мо­на­сты­рей в Си­най­скую, Еги­пет­скую и дру­гие пу­сты­ни. Рас­ста­ва­ясь с оби­те­лью, они про­ща­лись друг с дру­гом и тут-то вза­им­но ис­пра­ши­ва­ли про­ще­ние.

Это, ко­неч­но, убе­ди­тель­ный при­мер для под­ра­жа­ния, но ес­ли мы вос­при­мем его толь­ко как обы­чай, то прой­дём ми­мо ве­ро­учи­тель­ной зна­чи­мо­сти упо­мя­ну­то­го де­я­ния от­шель­ни­ков. Суть Бо­жи­его за­мыс­ла в во­про­се остав­ле­ния гре­хов вы­ра­же­на в сло­вах Спа­си­те­ля Хри­ста, по­ста­вив­ше­го Своё про­ще­ние в при­чин­ную за­ви­си­мость от на­ше­го про­ще­ния друг дру­га: Ибо ес­ли вы бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а ес­ли не бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам со­гре­ше­ний ва­ших (Мф 6:14).

Это вы­ра­же­но Спа­си­те­лем столь ка­те­го­рич­но, что апо­стол люб­ви Иоанн Бо­го­слов до­но­сит нам смысл этих Хри­сто­вых слов в та­ких вы­ра­же­ни­ях: Кто го­во­рит: “я люб­лю Бо­га”, а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец: ибо не лю­бя­щий бра­та сво­е­го, ко­то­ро­го ви­дит, как мо­жет любить Бога, Ко­то­ро­го не ви­дит? (1 Ин 4:20). Этот-то ра­ди­ка­лизм и по­став­лен Хри­стом Спа­си­те­лем как усло­вие про­ще­ния на­ших гре­хов, а зна­чит — на­ше­го при­бли­же­ния к Бо­гу. Обу­слов­ле­но это вот чем.

Сво­им во­пло­ще­ни­ем Хри­стос Спа­си­тель по­ста­вил Своё Бо­же­ство в осо­бую бли­зость с вос­при­ня­той Им че­ло­ве­че­ской при­ро­дой. А через че­ло­ве­че­ство Своё Он со­еди­нил Се­бя со всем че­ло­ве­че­ством. Он со­че­тал лю­дей в та­кое един­ство, что мог ска­зать: И кто при­мет од­но та­кое ди­тя во имя Мое, тот Ме­ня при­ни­ма­ет (Мф 18:5). В пол­ном со­от­вет­ствии с этим и к че­ло­ве­ку предъ­яв­ля­ют­ся Бо­жии тре­бо­ва­ния. Не про­сто­го по­ви­но­ве­ния от че­ло­ве­ка ожи­да­ет Бог; Бо­жии по­ве­ле­ния и ре­ак­цию на них тре­пе­щу­ще­го тво­ре­ния зна­ло и вет­хо­за­вет­ное че­ло­ве­че­ство.

Нам же Хри­стос про­сти­ра­ет со Кре­ста Свои объ­я­тия и взы­ва­ет: Че­ло­ве­че, даж­дь­ми серд­це. И Бог ожи­да­ет от нас не про­сто воз­дер­жа­ния от гре­хов; Он ждёт от че­ло­ве­ка аб­со­лют­ной свя­то­сти: Будь­те свя­ты, по­то­му что Я свят (1 Пет 1:16). По­то­му мы ныне долж­ны бу­дем в чине про­ще­ния при­ми­рить­ся с ближ­ни­ми не тра­ди­ции ра­ди, — мы от все­го серд­ца про­стим все их со­гре­ше­ния, спол­на рас­кро­ем всем и каж­до­му своё серд­це. Этим мы рас­кро­ем его и Бо­гу сво­е­му.

Пе­ред та­кой ду­хо­нос­ной за­да­чей мы ныне по­став­ле­ны. По­се­му при­дём се­го­дня ве­че­ром во свя­той храм с пол­ной рас­кры­то­стью серд­ца, с го­тов­но­стью об­нять ближ­не­го. При­мем его, как Са­мо­го Гос­по­да, от­пу­стим спол­на и каж­до­му со­гре­ше­ния про­тив нас. То­гда и Хри­стос от­пу­стит нам со­гре­ше­ния на­ши и со­де­ла­ет нас жи­вы­ми чле­на­ми Церк­ви — Сво­е­го Цар­ства.

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика