Паримия в пяток первой седмицы великого поста (Притч. III, 19–34)

В сей паримии сначала прославляется миротворческая и мироправящая премудрость Божия, затем указываются благотворные плоды Богопросвещенной мудрости человеческой, предлагаются заповеди о милосердии и справедливости к ближним, и делается предостережение от подражания беззаконным.

Гл. III, 19–20. Бог премудростию основа землю, уготова же (поставилнебеса разумом. В чувстве (сведомаЕго бездны разверзошася, облацы же источают росу.

В предшествующих стихах (см. предыдущую паримию) немало сказано в похвалу премудрости для возбуждения любви к ней и ревности к её снисканию. Теперь же с целию еще более возвысить цену такого великого блага, как премудрость, Соломон указывает первообраз её в премудрости Самого Бога, усматриваемой в делах мира и управления им.

О славе Бога, как Творца мира, свидетельствует то, что Бог премудростию основа землю, — не только сотворил земной шар, но и дал ему возможность занимать твердое положение в пространстве, иначе: утвердил землю на основании её (Псал. CIII, 5), — на собственной её тяжести, по которой она в ряду планет солнечной системы держится в таком расстоянии от них, что ни они не мешают её правильным движениям вокруг солнца, ни она не мешает им в их движениях, и на пути своего движения никогда ни сталкивается с ними. О творческой премудрости Божией проповедует не одна земля, — тело, по своей величине едва приметное во вселенной, наполненной бесчисленным множеством несравненно громаднейших её небесных миров, — но и все эти миры: Господь поставил их в пространстве разумом. Следы этого Божественного разума открываются в том, что они стройным чином своим в расположении и движениях своих походят на благоустроенное войско, предводимое искусным военачальником и хорошо обученное воинскому строю, почему и называются в Писании небесными воинствами и силами (Второзак. IV, 19; ΧVIΙ, 3. Матф. XXIV, 29). — Господь Творец мира есть вместе и Миродержитель. Ибо все, что́ происходит в мире, происходит не случайно, но согласно с целями миродержавной премудрости Господа, Так в чувстве Его, т. е. сведома Его, по предвечному плану Его, бездны разверзошасяоблацы же источают росу. Словами: бездны разверзошася обозначены разрушительные, по манию Господа, действия водной стихии, проявившиеся во всемирном потопе, который произошел вследствие того, что из бездн покрывающих землю морских вод, и из подземных водохранилищ, выступили воды и покрыли земной шар в такой мере, что затопили на нем самые высокие горы и таким образом превратили землю в то состояние, в каком она находилась до третьего дня творения, — до образования на ней суши. — По манию Миродержителя водная стихия является орудием не только грозной силы Божией, но и благотворной. Из водных испарений образуются облака, которые источают росу, благодетельную особенно там, где летом дождя не бывает и земля орошается росою, в обилии падающею на землю ночью.

21. Сыне, да не преминеши (не обходи), соблюди же мой совет и мысль (вразумление.)

Прославив премудрость Божию, миротворческую и миродержавную, Соломон переходит к наставлениям, идущим от мудрости человеческой, служащей отражением или отблеском премудрости Божией. Нельзя не благоговеть пред Божескою премудростию, при размышлении о её делах в области природы; но и Богопросвещенная мудрость человеческая имеет право на благоговейное внимание к её наставлениям. Итак не обходи без внимания и с пренебрежением, говорит Соломон своему ученику (сыне), но соблюди в уме и в сердце мой совет и вразумление, ибо этот совет и вразумление изрекаются мною по внушению той же Премудрости, которою сотворен и держится мир.

22. Да жива будет (да живетдуша твоя и благодать будет на твоей выи: будет же исцеление (здравиеплотем твоим и уврачевание (сбережениекостем твоим.

Соломон поощряет своего ученика к слушанию и исполнению своих наставлений обещанием следующих благ: 1) для жизни душевной: да жива будет душа твоя, т. е. душа твоя будет жить правильною, согласною с её Богоподобною природой жизнию. Правила мудрости, усвояемые ею от Богопросвещенного наставника, будут служить для ней пищею, столь же питательною, крепительною и приятною, как питательна, полезна и приятна для тела свежая и хорошо приготовленная вещественная пища. Ничто столько не украшает человека, как жизнь, устрояемая по этим правилам. Это достоинство служит таким же украшением для души, как благодать (красота) на выи, т. е. драгоценная, из многоценных камней и металлов сделанная цепь, висящая на шее. И носящие это внешнее украшение и сторонние любуются им: не гораздо ли вожделеннее должно быть для каждого обладание таким украшением, как строгое следование правилам мудрости? Оно и на других производит приятное впечатление, возбуждает в них уважение и удивление к счастливому обладателю. 2) Для жизни телесной. Правильному, здравому состоянию души будет соответствовать здоровье тела. Мудрость будет предостерегать обладающего ею от всего, что́ может быть вредно для тела, — от невоздержания, от излишней раздражительности, от непосильных телесных трудов и т. под. Тело, состоящее из мягких (плотей) и твердых (костей) частей, будет надолго сохранять свои силы я здоровье.

23. Да ходиши надеяся в мире (да надежно пойдешь в мирево всех путех твоих, нога же твоя не поткнется (не споткнется).

Это обетование можно понимать прежде всего в буквальном смысле. Куда бы ни пошел человек, послушный наставлениям мудрости, в дальние или близкие места, он будет безопасен. Истинно мудрый есть вместе истинно благочестивый и потому находится под особенным покровом Господа, посылающего к Богобоязненному Ангелов Своих, да охраняют его на всех путях его от преткновения и опасностей, подобно тому, как мать или нянька охраняет от падения ребенка, только что начинающего ходить (Псал. ХС, 11–12). Таков ближайший смысл рассматриваемого обетования; но есть в нем и другой, высший смысл. Под путями, по которым ходиши надежно в мире, можно также разуметь обстоятельства жизни, какими каждый из нас, странников и временных жильцов на этом свете, ведется к небесному отечеству. Для человека, послушного руководству истинной мудрости, эти обстоятельства слагаются благоприятно. Под кровом Всевышнего, он или совсем не встречает на своем жизненном пути бед и напастей, или выходит из них невредимым. Он не преткнется о них: он не будет задержан ими в стремлении к небесному отечеству, — при встрече с искушениями и соблазнами не упадет малодушно под их тяжестию, сохранит присутствие духа и самообладание.

24. Аще бо сядеши (когда сядешь отдохнуть), безбоязнен будеши. Аще же поспиши, сладостно поспиши.

В предшествующем стихе шла речь о безопасности на пути, в состоянии движения; здесь обещается послушному ученику Богопросвещенной мудрости безопасность в отдохновении и сне. Сядет ли он отдохнуть, ляжет ли соснуть, в обоих случаях покой его ничем не будет нарушен. Под кровом Вышнего он «не убоится ужасов в ночи, стрелы летящей днем, язвы ходящей во мраке, заразы опустошающей в полдень (Псал. ХС, 5–6). Даже, когда придется ему уснуть сном смертным, он и посреди сени смертной не убоится зла, безбедно вступит в царство мертвых, — Господь не даст его в обиду темным силам.

25. И не убоишися страха нашедшаго (не убоишься внезапного ужаса), ниже устремления (отнечестивых находящаго.

Послушный ученик Богопросвещенной мудрости бестрепетно встретит нападения со стороны нечестивцев, врасплох ли они нападут на него, или он будет предварен о грозящей от них опасности. В последнем случае он заблаговременно, с надеждой на помощь Божию, примет требуемые благоразумием меры для своей защиты; но и в первом он не потеряется, и осеняемый щитом Вышнего, сохранится цел и невредим: внезапное нападение, наводящее ужас, окажется для него безвредным.

26. Господь бо будет на всех путех твоих и утвердит ногу твою, да не поткнешися.

Истинно мудрый и следственно благочестивый и Богобоязненный во всех обстоятельствах своей жизни ищет опоры для себя не столько в своей мудрости, сколько в уповании на Господа, и упование его не посрамится. Господь будет сопутствовать уповающему на Него своею помощию на всех путях его, во всех обстоятельствах и действиях, предпринимаемых им ко благу своему, и благодаря этой помощи, нога его не поткнется. т. е. с твердостию, с непоколебимою стойкостию он выдержит напор искушений и бед, равно и среди благополучия не поколеблется в благочестии и преданности Господу.

27. Не отрецыся благотворити требующему, егда имать (можетрука твоя помогати.

С этого стиха начинаются наставления Богопросвещенного учителя о поведении в отношении к ближним. Прежде всего идет речь о благотворениях в смысле вещественной помощи. Она должна быть оказываема всякому требующему, не только соотечественнику и единоверцу, но и пришельцу и разноверцу, как это предписывает и закон Моисеев. Словами: егда имать рука твоя, дается понять, что от обязанности благотворить может освобождать только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению.

28. Не рцы: отшед возвратися (приди в другой раз), и заутра дам, сильну ти сущу (тогда как ты можешьблаготворят Не веся бо, что породит находящий (завтрашнийдень.

Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающимся не должен откладывать ее до другого дня; не веси бо, что породит завтрашний день. Теперь у тебя есть средства для благотворения и нет никаких препятствий к немедленной помощи, а за день завтрашний ручаться нельзя: завтра обстоятельства могут перемениться, — либо средств у тебя не окажется, либо самого тебя не станет. Могут явиться непредвиденные и неотложные нужды, ради которых тебе придется отказать в помощи тому, кому ты скажешь придти к тебе на другой день.

29. Не соплетай на друга твоего зла, пришельца суща и уповающа на тя (не строй ков другу твоему, живущему с тобой и понадеявшемуся на тебя).

В сем стихе содержится предостережение от коварства и вероломства в отношении к другу. Бесчестно не только приводить в исполнение злые замыслы против чести, собственности и жизни приятеля, живущего постоянно под одною с тобой кровлею, или пользующегося временным у тебя пристанищем, вполне уверенного в твоей доброжелательности и следственно в своей безопасности в твоем жилище, — но и питать в душе эти злые замыслы, строить в уме ковы против него. Этого не одобрит и языческая мораль.

30. Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет зло (не заводи тяжбы с человеком напрасно, да не причинит тебе зла).

Горе человеку, склонному к сутяжничеству и начинающему тяжбу незаконно, без справедливых и уважительных причин: он не только проиграет тяжбу, но подвергнется строгой ответственности за свою неправду, сам попадет в яму, которую копал ближнему, сам понесет вред от того, кому хотел причинить зло. Положение его в последнем случае будет вполне безотрадно. Несправедливо обиженный находит утешение в сознании своей правоты; но этого утешения лишен несправедливо затеявший и проигравший тяжбу, ибо сам не прав, сам заслужил то зло, которое хотел сделать ближнему.

31. Не стяжи (не наживайзлых людей поношения, ни возревнуй путем их.

Люди злые, бесчестные, несправедливые и жестокосердые подвергаются справедливым поношениям, или укоризнам за то, что наживаются с обидой ближнему, построяют свое благосостояние на бедствии ближнего. Соломон предостерегает своего ученика от подражания таковым. Не наживай поношения злых людей: не делай ничего такого, за что́ заслужил бы подобных порицаний. Как бы ни были заманчивы успехи бесчестных людей в житейских делах, не возревнуй путям их, — бойся достигать подобных успехов теми беззаконными путями, какими они достигают,.

32. Нечист пред Господем всяк законопреступник, и с праведными не сочетавается (нет ему места с праведными).

Ненавистные людям, беззаконники ненавистны и Господу. Нечист пред Ним всяк законопреступник: Господь гнушается таковыми, хотя бы они казались благочестивыми, принося Ему узаконенные жертвы наряду с праведными. Господь благоволительно приемлет жертвы последних, но отвергает жертвы первых. «Беззаконник, закалающий вола, тоже, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву, тоже, что задушающий пса; приносящий семидал, тоже, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память — тоже, что молящийся идолу» (Исаия LХVI, 3). Поистине беззаконному нет места с праведниками, хотя бы жертвы тех и других были одинаковы.

33. Клятва Господня в домех нечестивых, дворы же праведных благословляются.

Пусть домы нечестивых обилуют земными благами, пусть у них много детей, все это не признак благословения Божия; оно почивает только в жилищах праведников, над нечестивыми же тяготеет проклятие Господа: их благоденствие не прочно, они обречены Господом на погибель и в здешней и в будущей жизни. И потомство их недолговечно, — оно доживает, по судьбам правды Божией, только до третьего или четвертого рода (Исход. ХХХΙV, 6–7).

34. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.

Нечестивые высокомерно и презрительно обращаются с ближними. Но ничто так не противно Богу, как это высокомерие. Но негодуя на гордых и отвращаясь от них, Он дает благодать смиренным, — смиренно терпящим обиды и уничижения от гордых. Он и Сам благоволительно взирает на них, и в сердцах людей возбуждает к ним благорасположение.

Рассмотренная паримия читается также 13–го сентября на праздник Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, вероятно потому, что имеется в виду некоторое сходство земного храма с небесами, о создании которых сказано в первом стихе этой паримии. Как небеса, так и храм служит местом особенного присутствия Божия. Посему Церковь научает нас обращаться к Богу с таким исповеданием: «В храме славы Твоея стояще (Господи), на небеси стояти мним».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика