«Дом мой назовется домом молитвы для всех народов…» — эти слова пророка Исаии, произнесенные Иисусом Христом, — о храме. О месте, куда мы приходим в поисках себя и Бога, за утешением и радостью. В каждом храме невидимо присутствует сам Господь, который слышит и принимает наши молитвы. Церковь для православного человека – это центр всех главных событий жизни: здесь происходит наше духовное рождение и преображение, в храме мы получаем благословение на создание семьи и в нем же нас провожают в последний путь.
Устройство православного храма традициями восходит к ветхозаветным временам, к скинии пророка Моисея – небольшой палатке для молитвы. По откровению свыше, сделаны и многие богослужебные предметы, которые мы видим в церкви: жертвенник, кадильница, семисвечник, детали облачения священнослужителей.
В храме нет ничего случайного или лишнего, каждая его часть, внешняя и внутренняя, наполнены глубинным смыслом. Крестообразное основание храма напоминает нам о добровольной жертве Христа. Купол – о Небесном Царствии, куда молитвенно устремляется каждый христианин. Символично и количество церковных главок. Две означают единство Божественного и человеческого в Спасителе. Три главы указывают на триединство Бога; пять глав – на Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь – соответствуют числу церковных Таинств.
Над входом в храм либо рядом с ним возводится колокольня или звонница, предназначение которых поэтично и точно описал протоиерей Александр Мень: «…Колокольный звон — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть…».
Внутреннее устройство православного храма – это отражение Царства Божия в единстве трех его сфер: Божественной, небесной и земной. И каждой из них соответствует своя часть церкви: алтарь, непосредственно храм и притвор. Такое троичное деление дома молитвы наблюдалось уже в ветхозаветной скинии.
Чтобы войти в притвор, надо подняться на паперть – площадку перед входом, на которую ведут несколько ступеней. Возвышение, на котором находится паперть, обозначает место Церкви в окружающем мире, где храм – это ступень к Царству небесному. В этом смысле подаяние милости на паперти тоже символично – милосердие приближает нас к Богу.
Притвор
Притвор находится в западной части храма. Изначально он был предназначен для людей, которые еще не приняли Крещение или в чем-то провинились. Оглашенные и кающиеся показательно отделялись от единой общины прочих прихожан. Со временем эта назидательная функция притворов была утрачена, и многие древние русские храмы строились уже без них. Но позже функциональность этой части церкви привела к ее пристройкам к двухчастным храмам. Отсюда и название – притвор.
В наши дни у этой части храма серьезное богослужебное назначение. Здесь совершаются литии на великих вечернях, панихиды по усопшим. В притворе совершается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов. Здесь же находится церковный ящик, где можно купить свечи, иконы, взять просфору или заказать требы.
Часто именно в притворе устанавливается канон – четырехугольный мраморный или металлический стол для поминальных свечей и с небольшим распятием. Здесь служат панихиды по усопшим. Нередко в притворе устанавливают Голгофу – большой – в рост человека -деревянный крест с образом распятого Спасителя, укрепленный на поставке в виде каменной горки. Череп и кости на основании символически изображают останки Адама, совершившего первородный грех и возрожденного крестным подвигом Иисуса Христа.
Средняя часть храма
Сферическое строение арок, сводов и подкупольного пространства напоминает свод неба, куда направлены молитвенные обращения всех собравшихся в храме. По сокровенному смыслу православного вероучения, Солнце правды, Спаситель – та вершина, к которой стремятся все верующие. Поэтому посередине внутренней поверхности центрального купола храма издревле изображали образ Вседержителя.
В центре средней части храма постоянно находится аналой — высокая четырехгранная подставка с пологой доской для евангелия и праздничной иконы, которой в первую очередь должны поклониться все, кто приходит в храм. Именно на аналой при совершении Таинства исповеди возлагаются малое евангелие и крест, его трижды обходят жених и невеста во время венчания.
Средняя часть храма повествует нам о небесном, ангельском мире, где пребывают и все праведники, отошедшие туда после земной жизни. Об ангелах напоминает нам и церковное пение. В древности поющих в храме выбирали из числа самых достойных, полагаясь на Волю Божию, поэтому их и называют клириками – то есть избранными по жребию. Соответственно место, где они поют, называется клиросом. Обычно он располагается в боковых частях храма
Центральная часть церкви особым образом отделена от самого священного места любого храма – алтаря.
Он всегда предстоит перед нашим взором, когда мы заходим в церковь. Потому что все алтари всегда обращены к востоку. Алтарь отделяется от храма иконостасом – как правило, это монументальная стена, на которой иконы расположены в особом порядке. Перед алтарем есть возвышение, которое называется солией, которое используется в богослужении. Согласно древней традиции, также на солию не могут подниматься женщины – оно открыто только для мужчин и священнослужителей.
Иконостас
В алтаре незримо присутствует сам Господь. Поэтому сокровенное место не просто поднимали на возвышение, но и отделяли его от остального храма сначала алтарной решеткой, а в более поздние времена – иконостасом.
С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих на иконах. Иконостас состоит из множества образов: иконы Спасителя и Богородицы, Иоанна Предтечи и архангелов. В иконостасе любой церкви непременно есть храмовая икона, то есть посвященная празднику или святому, в честь которого освящен храм. В самом верху помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет 5 рядов.
Святые образы иконостаса, закрывая алтарь от верующих, тем самым означают, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Участие святых в спасении членов земной Церкви имеет глубокие духовные основания, что подтверждается всем Священным Писанием, ведь главными посредниками, ходатаями за людей были Иисус Христос и Богородица.
Во время богослужения в иконостасе открываются центральные врата в алтарь, называемые Царскими. Свое имя они получили в честь «Царя Славы» — Иисуса Христа, который присутствует в Святых Дарах во время причастия.
Изнутри Царских врат алтарь закрывает завеса, условно изображающая покров Божественной тайны. Открытие завесы символически открывает людям тайну спасения.
Распахнутые Царские врата — это обещание верующим Царства Небесного. Закрытие Царских врат знаменует грехопадение и лишение людей рая.
Алтарь
Алтарь – священное место. Самым сакральным местом в алтаре является престол. Вы видите это возвышение – оно правильной кубической формы, украшается особенным образом. И мы верим, что здесь невидимо пребывает сам Господь Бог. Поэтому к священному престолу не имеет права прикасаться никто, кроме священнослужителей и диаконов.
История алтаря православного храма начинается в раннем христианстве, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этом саркофаге в катакомбах совершалось Таинство евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Святой престол символически уподобляется Гробу Господню, который, став источником нашего воскресения, напоминает нам о рае. По традиции в наши дни, в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — апсида. Посредине алтаря помещается святой престол, внутри него, как и в древности, находятся мощи святых.
Обычным прихожанам сложно не только увидеть, что происходит в алтаре во время богослужения, но и понять назначение предметов, которые лежат на престоле.
Что находится на престоле
Всегда лежит большое Евангелие, которое читается в определенный момент богослужения. Также лежит особый плат, который именуется антимесом. Он освящен действующим митрополитом, именно на нем осуществляется божественная литургия. Без этого плата, без антимеса, совершение божественной литургии невозможно. Также на любом престоле лежат напрестольные кресты, которые люди могут поцеловать по окончании божественной литургии, когда крест выносят из престола. Наконец на престоле устанавливается священная дарохранительница. Это сосуд – небольшое сооружение, в котором находятся святые дары в сухом состоянии. Бывает, что когда люди находятся при смерти или в экстремальном состоянии, необходимо очень быстро причастить человека. В таких ситуациях нет времени совершать специальную литургию, поэтому для таких ситуаций священные дары находятся в дарохранительнице, которая находится на престоле.
За престолом можно увидеть большой семисвечник – символ семи даров Святого Духа: премудрости, разума, совести, крепости, ведения, благочестия и страха Божия. Тех даров, которые человек в изобилии получает в храме через молитву и церковные таинства.
Вплотную к середине абсиды алтаря, напротив престола сооружается возвышение. В кафедральных соборах и в больших приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, что символизирует трон, на котором невидимо восседает Вседержитель. Даже если эта часть храма не выделена особым возвышением и креслом, она все равно почитается как Небесный Престол, на котором незримо присутствует сам Господь, и поэтому называется «горнее место». Здесь непременно возжигается лампада, горнее место особо выделяется и во время каждений.
Справа от него и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и упокоении.
В этом снова прослеживается то единство земного, небесного и Божественного, которое составляет суть Церкви. И эту суть можно почувствовать, понять и принять только в храме.