[доклад] Храм, спасающий жизнь

Доклад слушателя III курса ББК Аримо Галины Александровны.

«Храм, спасающий жизнь»

Православный храм в исторически сложившихся формах символизирует Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного [5]. «Где церковь, там и Дух Божий, и всякая благодать» (святитель Ириней Лионский).

Храм – это средоточие церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в истинности православной веры.

Храм на Руси занимает исключительно важное место в жизни православного человека: в храме совершается крещение новорожденных, здесь же происходит венчание новобрачных и отпевание умерших православных христиан, в храмах непрестанно совершаются богослужения.

Для православного человека храм – всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (то есть «находясь в храме, мы находимся как на небе»). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение: на месте будущего поселения, города в первую очередь создавалась церковь. Но за годы советской власти многие – особенно сельские – храмы были разрушены, осквернены и заброшены.

Сельские церкви – это памятники архитектуры с особой судьбой, с особым значением для народа России. Церковь – это лицо села; — она объединяет людей. Храм – это островок святости для взрослых и детей.

В Кировской области — 578 сёл. Когда-то все они были центрами многолюдных приходов. Во многих из них немым укором нам, ныне живущим, стоит красавец храм, без возрождения которого селу не быть [1].

Об одном из таких храмов я и хочу рассказать в своем докладе.

Итак, поселок городского типа Куменского района Кировской области Нижнеивкино, центр Нижнеивкинского городского поселения. Расположен в нижнеивкинской курортной зоне на реке Ивкинке (первые сведения о Нижнеивкино как о местности с лечебными источниками относится к 1689 году), с численностью населения  2149 человек (данные на 01.10.2010 г.).

Здесь, по адресу улица Почтовая дом 1, в 1785-1792 гг. была построена каменная Рождество-Богородицкая церковь (архитектурный стиль – барокко).

8 (21 по новому стилю) сентября Бог даровал праведникам Иоакиму и Анне дочь, которую назвали Марией. В этот день – день Рождества Пресвятой Богородицы – люди получили от Бога величайший, неоценимый дар, Святую Деву, которая затмила своим умом и своими чудесными деяниями, своими добродетелями, чистотой и скромностью всех существовавших и существующих на земле людей. Так пришла в мир Пресвятая Дева Мария, которой было суждено соединить землю с небом [3]. С точки зрения вероучения церкви, рождение Пресвятой Богородицы – Матери Иисуса Христа – не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

История, к сожалению, не сохранила имен искусных строителей храма. В имеющихся в библиотеке «Благовест» города Кирова информационных источниках удалось найти следующее описание отличительной архитектурной особенности храма Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино: «Рисунок пилястр – оригинален: для угловых пилястровых пар выводились не только единый пьедестал, но и общая капитель (творение семьи устюжских «мастеров каменных дел» Горынцевых») [2].

В 1856-1862 гг. церковь перестроена и расширена, приход состоял из 41 селения. В селе функционировали земская мужская и церковно-приходская женская школы [2]. Для представления красоты и величественности Богородицкого храма в наши дни в доклад включены некоторые его изображения.

Годы советской власти известны как годы гонений на церковь. Изъятие церковных ценностей в Вятской губернии началось 06 марта 1922 года, возглавил его сам председатель Губисполкома. И это было только началом испытаний.

Эхо взрыва московского храма Христа Спасителя докатилось до Вятки в середине 30-х годов прошлого века. Начиная с 1935 года, местные власти приступили к плановому закрытию храмов. Пик компании пришелся на предвоенные 1939-1940 годы, когда были закрыты более 60 церквей. В итоге к началу Великой Отечественной войны в Кировской области действовали только 9 церквей из почти пятисот имевшихся. Каждый второй храм стал колхозным зернохранилищем, многие просто были разграблены и заброшены [1].

К сожалению, не обошла эта участь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино. В 1930-е годы храм был закрыт и разгромлен, — колокола и шпиль церкви были сняты и увезены в неизвестном направлении, колокольня церкви была превращена в кочегарку, часть храма заняли под нужды светской власти. В результате долгие годы не было в храме богослужения, и более 80 лет жители Нижнеивкино не слышали колокольный звон…

Все случилось, как писал русский поэт Николай Рубцов:

Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой,
И городская панорама
Открыта вся передо мной…

С моста идет дорога в гору,
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь…

В советские времена были внесены значительные изменения в архитектуру храма Рождества Пресвятой Богородицы: сделаны дополнительные оконные проемы в стенах холодного храма между первым и вторым этажами и трапезной, что нарушает гармонию строения. Также и двухэтажная надстройка над алтарем портит архитектурный ансамбль [4]. За годы советской власти здание храма подвергалось и внутреннему разрушению (в храме размещалась водо- и грязелечебница, спортивный зал Кировской больницы, а в колокольне –  кочегарка).

С 1994 года храм был передан верующим, в этом же году владыкой Хрисанфом в Нижнеивкино был направлен восстанавливать церковь Рождества Пресвятой Богородицы отец Стефан Вовчок.

Протоиерей Стефан Вовчок уже более 30 лет служит на Вятской земле. Родом он – из Западной Украины, и душой, похоже, прирос к Вятке. Именно его стараниями возродилось богослужение с колокольным звоном в Успенском храме города Нолинска.

И в Нижнеивкино отец Стефан вместе с прихожанами принялся за реставрацию храма Рождества Пресвятой Богородицы. По Божией милости за 15 лет были восстановлены боковые приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Модеста Иерусалимского (то есть половина храма), где в настоящее время проходят богослужения, и куда на праздник приезжают паломники из города Кирова.

Приход нуждался и нуждается в помощи для реставрации колокольни и главного придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы (вторая половина храма). Настоятель храма отец Стефан обращался устно и письменно во многие инстанции (в Правительство Кировской области, в адрес В. Путина и Д. Медведева), но получал окончательный ответ везде  один: «Денег нет! Ищите спонсоров!». А ведь церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 18 веке, принята на государственную охрану и относится к объектам культурного наследия (как памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения. И данный статус позволяет Правительству Кировской области планировать средства на реставрационно-восстановительные работы. На письма отца Стефана и приходского совета церкви Рождества Пресвятой Богородицы губернатор Кировской области ответил (письмо от 30.06.2010 № 1591-57-01-21) что, возможно, предложение по реставрации храма будет включено в областную программу в 2013 году. Кто знаком с эпистолярным стилем администраторов, тот знает, что такого рода отписки не имеют надежды на положительный исход дела. И отец Стефан, не покладая рук, стал искать меценатов и благотворителей на богоугодное дело. Мир оказался не без добрых людей: благодаря материальной поддержке знакомых батюшки Стефана из Москвы, кировчанину-бизнесмену Константину Долгополову, жителю Нижнеивкино — депутату Владимиру Мартынову со своим рабочим коллективом, восстановительные работы продолжились.

Семь колоколов, отлитых мастерами в Бахте, были приобретены на пожертвования Сергея и Людмилы Мартыновых, Леонида Ворожцова, работников предприятий Нижнеивкино. 27 мая 2012 года владыка Марк, впервые посетив храм Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино, освятил новые колокола и сделанные на пожертвования шпиль с крестом для восстанавливаемой колокольни.

80 лет в Нижнеивкино не слышали звон колоколов. 6 июня 2012 года их установили на колокольне, но небесному звону жители поселка радовались недолго: ночью 2 октября 2012 года злоумышленники пробрались на колокольню и украли три колокола на общую сумму 500 000 рублей, — украли самые маленькие колокола-перезвоны, остальные были слишком тяжёлыми.

Настоятель церкви отец Стефан сообщил о краже в межмуниципальный отдел УМВД России «Куменский», через печатные средства массовой информации и интернет сообщил, что готов простить укравших колокола людей, пусть только вернут колокола в храм. «Можете при-нести их ночью и оставить у входа», — таковы слова прощения и вразумления грабителям…

Несмотря ни на что, работы по восстановлению храма продолжаются, но средств на это катастрофически не хватает. И опять куда только ни обращался отец Стефан, — везде один ответ: «Денег нет», хотя рекламная продукция местных санаториев и туристических агентств в качестве основной достопримечательности упоминает церковь Рождества Пресвятой Богородицы. То, что интерес к храму у гостей поселка не прекращается, видно из фотоальбомов, которые они публикуют. Практически ни один из них не обходится без видов Богородицкой церкви.

Об этом же свидетельствуют и отзывы в интернете. Например, такой: «…Раньше каждый въезжающий в село имел возможность созерцать обезображенный остов колокольни. Ничтожный вид церкви перевоплотился в изношенную визитную карточку Нижнеивкино. На этот раз я был крайне удивлен и обрадован, так как взамен руин на берегу Ивкинки высится колокольня, пока еще густо затянутая строительными лесами, но практически готовая…». [4]

«Храм нужен для молитвы, для того, чтобы люди в таинствах церковных получали благодать Божию, каялись в грехах и приобщались Святых Христовых Тайн. Причащаясь на литургии, мы соединяемся со Христом и в Нем образуем Тело Христово. И если мы будем к этому стремиться, то и жизнь наша изменится, так как чем ближе люди к Богу, тем они ближе друг к другу. И жизнь наша, и жизнь села возродится. Люди будут строить новые дома, ремонтировать старые, и в село вернется полноценная жизнь. Но все это зависит от глубины и искренности нашей веры,» — как верно сказал епископ Выксунский и Павловский Варнава 15.09.2012!

Благослови, Боже, Богородицкую церковь на полное восстановление!

Приходских священников на Руси испокон веков величали батюшками. Батюшки встречали человека у крещенской купели и провожали в скорбный последний путь, учили детишек грамоте, разрешали споры между взрослыми, врачевали больных, помогали нуждающимся, благоустрояли храм и село, вели метрические книги – «сельские летописи» и многое, многое другое… Батюшка Стефан (Вовчок) – удивительной души человек. В наше нелегкое время он смог организовать реставрационно-восстановительные работы, сподвигнуть служителей храма, прихожан и остальное население на сбор денежных средств для восстановления храма и колокольни; именно его стараниями делается все возможное, чтобы Нижнеивкино стало не только курортным поселком, но и местом духовного возрождения и притяжения верующих. Богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы сейчас проводятся регулярно, и мне хотелось бы обратить внимание на незаметную обычным прихожанам заслугу отца Стефана.

В нескольких метрах от храма Рождества Пресвятой Богородицы находится здание КОГБУЗ «Кировская областная больница восстановительного лечения», в которой проходят реабилитацию больные различного профиля, в том числе и травматологического отделения. Многим из них тяжело передвигаться, да и просто стоять. И как же это замечательно, что больница построена совсем рядом с Богородицким храмом! Своим колокольным звоном он зазывает и напоминает о приобщении ко всеобщей молитве, к участию в великом действе – богослужении.

Человек, посетивший богослужение в храме, начинает мыслить иначе, становится чище, добрее и мудрее. В стенах храма душа верующего человека находит успокоение и радость, лица верующих светятся от счастья, когда звучат под сводами храма слова Евангелия и благолепное пение певчих…

Скажу честно: если бы не возможность духовного уединения в храме  Рождества Пресвятой Богородицы и участия во всеобщей молитве, вынести тяготы пребывания в условиях больницы было бы просто невозможно. Я очень благодарна отцу Стефану и его помощникам за минуты радости от присутствия и участия в богослужении; для меня служба в Богородицком храме была островком надежды и поддержки для нахождения в необходимом для восстановления здоровья после травмы лечебном учреждении. Как можно сохранить ум невозмущенным и как его сосредоточить на Боге, если в палате с 7.30 до 23.30 постоянно включен телевизор и непрестанно слышны разговоры о потребностях, а по ночам нельзя заснуть из-за дружного храпа троих заснувших?..  И только силы и надежда, почерпнутые в храме во время богослужения и внеурочного его посещения  (для личной молитвы перед иконами) помогли мне не уехать раньше срока…

Церковь — это дом Божий, место, где верующему хочется быть более всего, где он получает духовное насыщение и поддержку, а также утешение и наставление. Любим ли мы посещать храм? Стремимся ли туда всей душой или идем по принуждению других? Если мы действительно любим Бога всей душой, тогда должны любить и церковь – дом, где собираются любящие Бога люди, чтобы прославлять Его и получать назидание друг от друга… Только в храме  Рождества Пресвятой Богородицы я находила искомое уединение, отрывала свой ум от суеты и могла всецело молиться Великому Богу…

Радует тот факт, что удалось написать основные молитвы больным, не знающим, как молиться (ведь именно молитва – это первый путь к общению с Богом, молитва – это разговор с Ним, в котором можно высказать всё, что есть на душе). Именно в Нижнеивкино наконец-то нашлось время вы-учить наизусть «Царице моя Преблагая», которую удалось подпеть в храме вместе с певчей… Выходит, получилось так, что службы отца Стефана врачуют и тело,и душу,и помогают выстоять в жизни. Низкий поклон ему за это.

Неисповедим и чуден Промысел Божий о каждом из нас. Велико долготерпение и милосердие Божие, приемлющее нас, как блудного сына. Чудо – это всякое непосредственное действие Бога в мире, любое проявление Промысла Божиего [6]. Чудо может происходить и без нарушения законов природы: если Господь устраивает близость места пребывания на лечении больных к православному храму, и эта близость является спасительной для одного из больных (как в случае со мной), — разве это не чудо? Я всегда буду благодарна этому чуду – храму Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино.

Тя благословим, Вышний Боже и Господи милости,
Творящаго присно с нами великая же и неизследованная,
славная же и ужасная, ихже несть числа…

Список литературы:

  1. А. Балыбердин «Свято-Троицкий храм села Кстинино и его история». – г. Вятка,1997 г. – 15 с.
  2. Энциклопедия земли Вятской. Том 1. Книга 2. Села. Деревни. –  г. Киров,           Областная писательская организация администрации Кировской области,         2002 г. – 639 с.
  3. Жизнь и чудесные деяния Пресвятой Богородицы. Автор-составитель проф. В. Жухрай; под ред. Игумена Владимира (Зорина). – М.: Изд-во «Роман-газета», 1994 г. – 48 с.
  4. Вятский епархиальный вестник № 11 (301). –  г. Вятка (Киров), 2012 г. – 16 с.
  5. Православный храм и иконы. – М.: Изд-во Эксмо, 2009г. – 208 с.
  6. Сборник «Чудеса по воле Божией». – г. Нижний Новгород, ООО «ДПК», 2009 г. – 66 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика