Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения

Многие православные знают Псалом 1. Он дает наставление на праведный путь, показывает, насколько неустойчив и несчастен дух человека, павшего в порок. Какие загадки таит история его написания и в какие моменты его принято читать? Ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПСАЛМА 1

Историки и теологи до сих пор не установили истинного автора, который написал первый псалом. Они исключают царя Давида, составившего Псалтырь, поскольку свои тексты он подписывал. Даже приблизительно установить время написания и исторические события того периода затруднительно.

Псалом причисляют к типу песней-размышлений, поскольку он не содержит конкретизирующих фактов. Он показывает различия между праведными и грешными людьми, и служит введением к поэтической книге Псалтырь.

Более поздние исследования натолкнули ученых на размышления о том, что Псалом 1 и 2 были единой песнью. Если предположить, что эти догадки верны, то автором является Давид, который написал их в период военных действий с сирийцами и аммонитянами (книга Царств).

ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОГО ПСАЛМА

Главная идея, проходящая красной линией через песнь, заключается в том, что праведник – блажен. Это означает, что человек, соблюдающий слово Божье и ступающий его дорогой, счастлив. Под счастьем подразумевается как земное, так и духовное благополучие. Слово «муж» обозначает обычного человека, а «нечестивый» – отступившего от заповедей Всевышнего.

Толкование Псалма дает лучшее представление о тексте и его глубинном смысле. В первом стихе содержится описание деяний праведного человека, который любыми путями избегает общения с грешниками. «Не ходит, … не стоит, … не сидит» – три вида уклонения от греховного. Во втором стихе заключена мысль о постоянном пребывании праведника в мыслях о Всевышнем вместо общения с неправедным.

Когда читаем третий стих, погружаемся в последствия исполнения Божьего слова. Праведный человек благополучен как в духовном, так и материальном аспекте. Автор сравнивает его с деревцем, которое пустило корни у водоема. В 4-6 стихах сравниваются праведники и грешники. Отступников сравнивают с пылью, которую уносит при малейшем дуновении ветра. Также идет речь о суде, который свершится над ними, только не ясно о каком именно – небесном или земном.

В первом псалме раскрываются три темы, важные для нашего спасения: истинное счастье, смысл человеческой жизни и что нас ждет в конце концов.

Книга псалмов не случайно начинается со слова «блажен». «Блаженный» переводится с церковнославянского языка как счастливый. В нынешнее время понятие счастья весьма размыто. Оно подменяется радостью, весельем… – измельчало. Исконное (от строения слова – с-часть-е) значение слова показывает, что человек счастлив, когда является частью своей семьи, рода, народа, страны, … , Бога. Истинное и наивысшее счастье для человека – жизнь с Богом. Не зря на Руси блаженными называли людей, для которых привычные ценности земного мира утрачивали значение, им открывался другой, Божий мир. И эти два мира представлены в Псалтири представителями трех групп людей – праведников (которые описаны в 14-м псалме как граждане неба), нечестивых и кающихся грешников.

В Псалтири слово блажен встречается многократно, и чаще всего показывает путь к истинному счастью. Понятие блаженства есть основание и начало учения о нравственной жизни людей.
В первом псалме Господь показывает опасность общения с греховным миром.

Пс.1:1 «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».

Советом нечестивых, по толкованию святого Афанасия, «можно назвать собрание людей лукавых», а по словам святого Василия Великого, совет нечестивых — нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело. Не иде, не ста, не ceдe, — эти слова выражают и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов.

С кем поведешься… А теперь, когда общение чаще становится виртуальным, можно сказать – чем себя наполнишь, останется ли в твоей душе место для Бога, времени на духовное делание. А как говорит святой Иоанн Кассиан, «без ежедневного упражнения в духовном делании» нет духовной жизни.

Второй стих поясняет — в неуклонном исполнении воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним счастье — блаженство.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа… и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» (ст. 7—8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида.

Образ древа, приносящего плод, соотносится с земной деятельностью человека. Наши плоды – добрые дела, помощь ближнему. Сам Господь дал нам в назидание притчу о бесплодной смоковнице. В этом предназначение человека на земле, истинный смысл жизни – жить для ближнего и для Бога.

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Эти люди по долготерпению Божию пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» (21:14—15).

Третья тема псалма – что ждет в конце человеческого пути каждого живущего на земле.

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

Слова псалма созвучны со словами Святого Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Ин. 5:28—29). Все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или — что то же — в жизнь вечную.

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.
Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем «день и ночь» (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22—25;Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

ВИДЕО «ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛМА 1»

В этом видеосюжете представлено подробное толкование молитвы.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т.е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и в современном переводе.

ТЕКСТ ПСАЛМА 1 ИЗ КНИГИ ПСАЛТЫРЬ на русском языке

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, (не так): но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Первый псалом доносит до человека основное значение веры. Он раскрывает отличия между праведными и грешными людьми, а также предрекает их дальнейшую судьбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика