Царские часы в нашем соборе

Январь
06

6 января 2015 года митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Богослужения Навечерия Рождества Христова, Царские Часы, Божественную Литургию Василия Великого в Спасском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Свято-Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), благочинный Первого вятского благочиния протоиерей Александр Балыбердин, духовенство Спасского собора. 87ca2b7c10150682c9bc0afb6b718f4a

Навечерие Рождества Христова, Царские часы — Богослужения, предваряющие сам праздник, – минуты особого торжества, празднуемые всей Церковью Христовой. Царскими часы называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. От обыкновенных часов Царские часы отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных, а также особыми песнопениями, паремиями и чтениями из апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, перед евангелием, положенным на аналое. Богослужения в Рождественский сочельник пронизаны особой радостью. Это минуты торжества, минуты, предваряющие появление на Свет Богомладенца.

…Совсем немного времени осталось до праздника Рождества Христова. Ключарь Спасского собора иерей Петр Машковцев в проповеди поведал об истории праздника: предание свидетельствует, что к новорожденному Младенцу пришли и поклонились пастухи из окрестностей Вифлеема и мудрецы с востока, которые подарили Ему лучшие дары: золото, ладан и смирну.8656c15914c4d052a93cd718db88bbe8

— Сегодня празднуем Навечерие великого праздника Рождества Господа Нашего Иисуса Христа. В сегодняшний день предписывается строгий пост, как говорится, до первой звезды в воспоминание о той самой Звезде, которая две тысячи лет назад привела волхвов мудрецов в Вифлием, где в яслях лежал Богомладенец – Господь Наш Иисус Христос, — обратился иерей Петр Машковцев к собравшимся. — Что это была за звезда? Одни говорят, что это была комета, которая в тот день вспыхнула и осветила все небо. Другие говорят, что это был ангел, который и привел мудрецов в ясли, где лежал Спаситель. Что это была за звезда – это все-таки Тайна. Тайна, которую мы не можем знать, но в какой-то степени она может нам приоткрыться. Приоткрыться тем людям, которые всей душой, всем сердцем захотят познать Истину, хотят познать истинного Бога и как тогда волхвы поклониться и служить Ему. Человеку, который ищет Бога, является эта звезда. Звезда, которая приводит его к Спасителю Нашему Иисусу Христу, который есть наша Истина, наша Жизнь и наша Надежда на Жизнь Вечную. Когда волхвы пришли в Вифлием, когда они нашли ясли, в которых лежал Спаситель Наш, они ничего не просили, они принесли Ему дары свои и Ему поклонились, и это им было за радость. И для нас с вами, дорогие братья и сестры, за радость также должно быть само то событие, что мы находим Нашего Спасителя, что можем поклониться Ему. Нередко когда мы ходим в Церковь, думаем, что бы попросить у Бога, чтобы Он наполнил нашу жизнь блаженством и радостью. И мы в первую очередь хотим, чтобы Он исполнил наши желания. Но будет нам пример этих волхвов, которые ни о чем не просили, для них радость была просто лицезреть светлое лицо Самого Богомладенца. Также и для человека радость доставляет сама вера, сама возможность знать Бога, видеть Бога, находиться в общении с Ним. А Господь знает, что необходимо каждому человеку и дает ему необходимое для жизни. Так и мы будем помнить о том в канун этого великого праздника, что Христос пришел не для того, чтобы исполнить все наши желания, Он пришел, чтобы принести людям Истину, Закон, Завет Свой, следуя которому человек может исправить свою жизнь, следуя которому человек может обрести гармонию в сердце своем, гармонию с Богом и соединиться с ним, и через это познать Жизнь Вечную и наследовать Царствие Божией. Этот Закон оставлен нам в священной книге, которая называется Евангелие, поэтому будем дорожить ею и стремиться жить согласно этой книге. И тогда Господь наполнит нашу жизнь и радостью, и блаженством, и Жизнью Вечной. Аминь.

…Во время Божественной Литургии накануне Рождества Христова к Причастию Святых Христовых Таин благоговейно притекали прихожане собора разных возрастов, в том числе, маленькие дети.

В завершении Богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк поздравил собравшихся с праздником Навечерия Рождества Христова, Владыка произнес глубокую проповедь о смыслах вспоминаемых сегодня событий:

— Сегодня мы рады слышать такие слова: удивительна Тайна Боговоплощения. Действительно, это Тайна. Действительно человеческим умом, разумом, человеческим мировосприятием, ограниченным понятием материального мира, сложно осознать во всей полноте то, что сделал Бог ради нашего Спасения: Бог воспринял на себя человеческое естество и прибывал среди людей. Понятным нашим с вами разумом, нашим с вами материальным образом памятовать о том, что Бог сотворил человека по образу Своему и Подобию и населил в Раю, особом месте, где человек, пребывая, имел возможность общения с Вездесущим Богом. Но из истории мы с вами знаем, что нарушив условия Богообщения, вкусив от Древа познания Добра и Зла, человеческое естество изменилось и не в лучшую сторону. И увидел человек, что он наг, увидел свое несовершенство перед величием Божием, и поскольку природа человеческая вся изменилась, совершив грехопадение, человек стал прятаться от Вездесущего Бога. И следствием этого грехопадения стало то, что человек был поставлен не в рай. Но Бог есть Любовь. Он не оставил Своего создания без Своего попечения. Дал обетование, что придет в Мир Спаситель, который воплотится от Девы, которая воспримет от Духа Свята и родившегося нарекут Эммануил, еже сказаемо: с нами Бог. Он возьмет на себя грехи мира, Он восстановит радость общения двух природ: Божественную и человеческую.

Удивительна Тайна Боговоплощения: как Вездесущий, Всемогущий, Вечный, Предвечный Бог воплощается в человеческом естестве, восприняв это естество человеческое от Девы Марии. Став младенцем, пребывал среди людей, возрастал среди людей, при этом исцелял больных, давал прозрение слепым, воскрешал мертвых, насыщал жаждущих и страждущих и дал Заповеди, уже Новые Заповеди даровал человеку, если он хочет по своей свободной воле прийти к радости Богообщения. Спаситель скажет: Заповедь Новую даю Вам: Да любите друг друга. Ветхозаветный Закон изложен в десяти заповедях Моисеевых и в книге второзакония. Их можно как бы кратно назвать: око за око, зуб за зуб, сделали тебе плохо — и ты сделай плохо, но не более того. Эти заповеди были даны человеку, как Спаситель сказал: по жестокосердию вашему, чтобы не сделать большего зла. Но высшая заповедь – заповедь Любви. Потому что Бог есть Любовь. А любовь – это не чувственные наслаждения в общении, любовь – это высшая форма самопожертвования. Ее явил Наш Господь. Как мы с вами читаем в Священном Писании: настолько Бог возлюбил род человеческий, что отдал Сына Своего возлюбленного. Поэтому новая Заповедь, которую дает: Заповедь Любви: умейте жертвовать собой, своими личными интересами ради других людей.

И. конечно, Того, кто открыл нам путь к радости Богообщения – Сына Божия – мы вновь и вновь со всей Полнотой Церкви прославляем и радуемся Боговоплощению. И этот указанный нам путь к Богу, с одной стороны, прост, с другой – тернист, с третьей стороны, он благодатен. Спаситель сказал: Кто меня любит, Заповеди Мои соблюдает. И как святые Божии человецы (Иоанн Кронштадский описал опыт своей жизни и зафиксировал его в книге «Жизнь во Христе»), так и мы, если желаем пребывать в радости Богообщения, также должны идти этим путем следования за Христом через исполнение Заповедей Его. И человек, живущий по этим заповедям, обретает в своем сердце эту благодать радости Богообщения, потому как мир падший начинает его изгонять, а мир Божественный начинает ему открываться, и земные радости уходят на второй план, а на первый план приходят радости духовные. К радости Богообщения мы всегда имеем с вами возможность прикасаться за Богослужением. И не только за Богослужением, но всей своей жизнью, если литургическая жизнь – то есть жертвенное служение своему Отечеству и всем своим близким – не заканчивается для нас в храме, но продолжается и в обыденной жизни. Почему на это обращаем внимание. Помните, в Священном Писании сказано: в чем застану, в том и судить буду, Господь сказал: в каком устроении застану тебя, в том и судить буду. Не там, где ты находишься: в храме или где-то в стране далече. Важно будет, в каком устроении мы с вами будем находиться. Всех Вас поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова, желаю, чтобы радость о рожденном Спасителе всегда пребывала в наших сердцах, вдохновляла, воодушевляла, просвещала. И эту радость нужно не только хранить, но и делиться ею со своими близкими, чтобы и они обрели радость и смысл жизни в Боге. С праздником!

Источник.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Вы можете оставить комментарий.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Уведомление
Яндекс.Метрика
footer.jpg