Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований

Декабрь
19

Свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских, ши­ро­ко по­чи­та­е­мый в Рос­сии как ве­ли­чай­ших сре­ди свя­тых, из­дав­на вы­зы­ва­ет се­рьез­ных ин­те­рес боль­шо­го чис­ла ис­сле­до­ва­те­лей. Су­ще­ству­ет да­же осо­бое на­прав­ле­ние в на­у­ке — ни­ко­ла­е­ве­де­ние, про­во­дят­ся кон­фе­рен­ции уче­ных-ни­ко­ла­е­ве­дов со все­го ми­ра, пуб­ли­ку­ют­ся сбор­ни­ки ра­бот ве­ду­щих спе­ци­а­ли­стов по агио­гра­фии (агио­гра­фия (от греч. άγιος — свя­той; γράφω — пи­шу) — на­уч­ная дис­ци­пли­на, за­ни­ма­ю­ща­я­ся изу­че­ни­ем жи­тия свя­тых, бо­го­слов­ски­ми и ис­то­ри­ко-цер­ков­ны­ми ас­пек­та­ми свя­то­сти), гим­но­гра­фии и ико­но­гра­фии свт. Ни­ко­лая.

nikolay

Све­де­ния о ве­ли­ком свя­том, ко­то­рые мы чер­па­ем из жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, до­пол­ня­ют­ся и уточ­ня­ют­ся на ос­но­ве дан­ных ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, ин­фор­ма­ции из дру­гих до­сто­вер­ных ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков, ис­сле­до­ва­ний уче­ных-ан­тро­по­ло­гов, ис­то­ри­ков и тек­сто­ло­гов. Рас­про­стра­нив­ше­е­ся в XIX-XX ве­ках оши­боч­ное пред­став­ле­ние о том, что све­де­ний о свт. Ни­ко­лае со­хра­ни­лось очень ма­ло, и они ис­то­ри­че­ски недо­сто­вер­ны, на се­го­дняш­ний день опро­верг­ну­то. Об­ще­при­знан­ным яв­ля­ет­ся мне­ние, что со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в древ­них ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ках о свт. Ни­ко­лае, и участ­ву­ю­щие в них пер­со­на­жи не толь­ко не про­ти­во­ре­чат из­вест­ным ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­кам, но и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни до­пол­ня­ют по­след­ние важ­ны­ми све­де­ни­я­ми о вре­ме­ни цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го.

В по­след­нее вре­мя ис­сле­до­ва­те­лям ста­ли до­ступ­ны боль­шин­ство древ­них тек­стов и прак­ти­че­ски все гре­че­ские и ла­тин­ские агио­гра­фи­че­ские па­мят­ни­ки, со­хра­нив­ши­е­ся в мо­на­сты­рях и фон­дах биб­лио­тек. В свя­зи с этим, а так­же бла­го­да­ря мно­гим ис­сле­до­ва­ни­ям в об­ла­сти агио­гра­фии, тек­сто­ло­гии, ис­то­рии, ар­хео­ло­гии и ана­то­мо-ан­тро­по­ло­ги­че­ско­му изу­че­нию свя­тых мо­щей ста­ло воз­мож­ным ре­кон­стру­и­ро­вать об­лик свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, опре­де­лить об­раз его жиз­ни, а так­же су­ще­ствен­но до­пол­нить жи­тия, из­дан­ные в XIX-XX ве­ках.

Пер­вые пись­мен­ные сви­де­тель­ства о де­я­ни­ях свт. Ни­ко­лая, най­ден­ные в за­пи­сях кон­стан­ти­но­поль­ско­го пре­сви­те­ра Ев­стра­тия, от­но­сят­ся к VI ве­ку. К на­ча­лу VIII ве­ка от­но­сит­ся по­хваль­ное сло­во свя­ти­те­лю и чу­до­твор­цу Ни­ко­лаю, про­из­не­сен­ное свя­тым Ан­дре­ем Крит­ским в со­бор­ном хра­ме го­ро­да Ми­ра. Его ав­тор на­зы­ва­ет празд­ник во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая свя­щен­ным и все­празд­не­ствен­ным и со­об­ща­ет, что в этот день про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные со­бра­ния ве­ру­ю­щих в хра­ме свя­ти­те­ля.

Око­ло по­ло­ви­ны IX ве­ка по­яви­лось по­хваль­ное сло­во свт. Ни­ко­лаю пат­ри­ар­ха Ме­фо­дия, гла­вы Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви, за­тем око­ло 860 го­да — по­хваль­ное сло­во свт. Ни­ко­лаю Иоан­на, диа­ко­на Неа­по­ли­тан­ской Церк­ви, и в кон­це IX ве­ка — по­хва­ла свт. Ни­ко­лаю, на­пи­сан­ная ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Львом Муд­рым. В на­ча­ле X ве­ка бла­жен­ный Си­ме­он Ме­та­фраст по при­ка­за­нию Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го со­ста­вил из пред­ше­ство­вав­ших ему ис­точ­ни­ков пол­ное жи­тие свт. Ни­ко­лая, пе­ча­та­ю­ще­е­ся в сла­вян­ском пе­ре­во­де в служ­бе это­му свя­то­му. Крат­кие ска­за­ния о де­я­ни­ях свт. Ни­ко­лая с изо­бра­же­ни­ем его бы­ли вне­се­ны в ме­ся­це­сло­вы. Все эти гре­че­ские ис­точ­ни­ки до на­ча­ла XVIII ве­ка ле­жа­ли в ос­но­ве Жи­тия свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, чу­до­твор­ца.

В 1721 го­ду ка­то­ли­че­ский кар­ди­нал Фаль­ко­ни на­шел в Ва­ти­кан­ской биб­лио­те­ке в од­ном из гре­че­ских ма­ну­скрип­тов ак­ты о свя­ти­те­ле Ни­ко­лае Чу­до­твор­це, епи­ско­пе Пи­нар­ском, ар­хи­манд­ри­те Си­он­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый жил в VI ве­ке при им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане Ве­ли­ком и скон­чал­ся в де­каб­ре 564 го­да. В том ме­сте ма­ну­скрип­та, где ука­зы­ва­ет­ся да­та кон­чи­ны епи­ско­па, есть глу­бо­кая под­чист­ка, не поз­во­ля­ю­щая уста­но­вить, ка­кое из­на­чаль­но там сто­я­ло чис­ло, а по­верх на­пи­са­на циф­ра ох (шесть). Хо­тя вы­вод Фаль­ко­ни о том, что имен­но от­кры­тый им ис­точ­ник со­дер­жит ис­тин­ные све­де­ния о свт. Ни­ко­лае Мир­ли­кий­ском, был по­чти сра­зу же опро­верг­нут дру­ги­ми за­пад­но-хри­сти­ан­ски­ми и пра­во­слав­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, об­на­ру­жен­ный спи­сок т.н. «Ино­го жи­тия» внес боль­шие труд­но­сти в по­ни­ма­ние лич­но­сти про­слав­ля­е­мо­го хри­сти­ан­ски­ми Церк­вя­ми ве­ли­ко­го свя­то­го.

Пер­вым в рус­ской бо­го­слов­ской ли­те­ра­ту­ре во­прос о лич­но­сти свт. Ни­ко­лая в свя­зи с от­кры­ти­ем Фаль­ко­ни под­нял ар­хи­манд­рит Ан­то­нин, на­сто­я­тель пра­во­слав­ной мис­сии в Иеру­са­ли­ме, уста­но­вив­ший в кон­це 60-х — на­ча­ле 70-х го­дов XIX ве­ка до­сто­вер­ность фак­та су­ще­ство­ва­ния двух ли­кий­ских свя­ти­те­лей Ни­ко­ла­ев. Он пи­сал: «Мож­но ди­вить­ся, ка­ким об­ра­зом два ли­ца, оба зна­ме­ни­тые, сли­лись в пред­став­ле­нии на­род­ном, а за­тем и в па­мя­ти цер­ков­ной, в один до­сто­чти­мый и свя­то­уб­ла­жа­е­мый об­раз, но от­ри­цать фак­та нель­зя… Итак, два бы­ло свт. Ни­ко­лая ли­кий­ских» (Ар­хим. Ан­то­нин (Ка­пу­стин). Свя­той Ни­ко­лай, епи­скоп Пи­нар­ский и ар­хи­манд­рит Си­он­ский // Тру­ды Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. 1869, июнь).

Сме­ше­ние жи­тий двух ли­кий­ских свя­тых с име­нем Ни­ко­лай про­изо­шло, пред­по­ло­жи­тель­но, в пер­вой по­ло­вине X ве­ка, ко­гда неко­то­ры­ми ано­ним­ны­ми ав­то­ра­ми бы­ло пред­при­ня­то до­пол­не­ние жиз­не­опи­са­ния свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го эпи­зо­да­ми из жиз­ни Ни­ко­лая Пи­нар­ско­го («Сме­шан­ное жи­тие», «Ли­кий­ско-алек­сан­дрий­ское жи­тие» и др.). Зна­ме­ни­тый ви­зан­тий­ский пи­са­тель вто­рой по­ло­ви­ны X ве­ка, ав­тор несколь­ких со­тен жи­тий свя­тых Си­ме­он Ме­та­фраст при со­став­ле­нии жи­тия свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го вос­поль­зо­вал­ся од­ним из хра­нив­ших­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле спис­ков «сме­шан­но­го жи­тия», текст ко­то­ро­го ока­зал­ся наи­бо­лее пол­ным и со­дер­жал по­вест­во­ва­ние о кре­ще­нии, ро­ди­те­лях, па­лом­ни­че­стве и дру­гие све­де­ния из жи­тия Ни­ко­лая Пи­нар­ско­го. Вы­со­кие ли­те­ра­тур­ные до­сто­ин­ства тек­ста бла­жен­но­го Ме­та­ф­ра­с­та сде­ла­ли его вер­сию жи­тия свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го са­мой по­пуляр­ной и ав­то­ри­тет­ной, тем са­мым на де­сять сто­ле­тий «уза­ко­нив» оши­боч­ное сме­ше­ние жи­тий двух Ни­ко­ла­ев.

Впер­вые из тек­ста жи­тия свт. Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го бы­ли убра­ны все фак­ты из жиз­ни дру­го­го ли­кий­ско­го свт. Ни­ко­лая Пи­нар­ско­го толь­ко в на­ча­ле XXI ве­ка, в но­вей­шей био­гра­фии, со­став­лен­ной по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Алек­сия II Алек­сан­дром Бу­га­ев­ским и ар­хим. Вла­ди­мир Зо­ри­ным (Бу­га­ев­ский А.В., Вла­ди­мир (Зо­рин), ар­хим. Свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир­ли­кий­ский. М., 2001). За­им­ство­ва­ни­ем из жиз­не­опи­са­ния Ни­ко­лая Пи­нар­ско­го уче­ные при­зна­ют, на­при­мер, име­на ро­ди­те­лей свя­то­го — Епи­фа­ния и Нон­ны, опи­са­ние кре­ще­ния мла­ден­ца, про­сто­яв­ше­го два ча­са в ку­пе­ли, ска­за­ние о том, что дя­дя свя­то­го, ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай, на­чал стро­и­тель­ство хра­ма во имя Свя­то­го Си­о­на, а пле­мян­ник его окон­чил и по по­свя­ще­нии в сан пре­сви­те­ра со­здал при этом хра­ме мо­на­стырь, чу­до укро­ще­ния бу­ри во вре­мя пу­те­ше­ствия в Иеру­са­лим и вос­кре­ше­ния упав­ше­го с мач­ты юно­ши по име­ни Ам­мо­ний, и дру­гое.

До­сто­вер­ны­ми же све­де­ни­я­ми, по мне­нию боль­шин­ства ис­сле­до­ва­те­лей, яв­ля­ет­ся то, что ро­дил­ся свт. Ни­ко­лай (по-гре­че­ски его имя зву­ча­ло как «Ни­ко­ла­ос» (Νικόλαος)) в III ве­ке в гре­че­ской ко­ло­нии Па­та­ра в рим­ской про­вин­ции Ли­кия (совр. Ан­та­лия, Тур­ция). В этой про­вин­ции су­ще­ство­ва­ла креп­кая хри­сти­ан­ская об­щи­на, несмот­ря на то, что боль­шей ча­стью по сво­ей куль­ту­ре и внеш­не­му об­ли­ку ре­ги­он был эл­ли­ни­сти­че­ским, а зна­чит, язы­че­ским. Со­глас­но жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ре, до­шед­шей до нас в раз­ных спис­ках ла­тин­ско­го, серб­ско­го и гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, од­ним из за­ня­тий се­мьи бу­ду­ще­го свя­то­го бы­ло управ­ле­ние ры­бо­ло­вец­ким фло­том, и по­сле смер­ти сво­их ро­ди­те­лей свт. Ни­ко­лай уна­сле­до­вал хо­ро­шее со­сто­я­ние, ко­то­рое от­дал на нуж­ды бла­го­тво­ри­тель­но­сти. На ка­кие сред­ства су­ще­ство­вал сам свт. Ни­ко­лай, не уста­нов­ле­но, но зная то, что он слу­жил при хра­ме, но­сил очень про­стую ря­су и был ве­ли­ким пост­ни­ком, мож­но пред­по­ло­жить, на­сколь­ко в ма­лом он нуж­дал­ся.

На­чаль­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в ка­че­стве свя­щен­но­слу­жи­те­ля от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду наи­бо­лее про­дол­жи­тель­ных в ис­то­рии Рим­ской им­пе­рии го­не­ний на хри­сти­ан, а го­ды его епи­скоп­ства в г. Ми­ра (совр. Де­м­ре) — к пе­ри­о­ду от­но­си­тель­ной тер­пи­мо­сти к хри­сти­ан­ству по­сле 311 го­да, ко­гда ста­ли раз­ви­вать­ся хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Свт. Ни­ко­лай поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем и лю­бо­вью у жи­те­лей Ми­ры, осо­бен­но в свя­зи с его бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­стью.

Жи­тие свя­то­го по­вест­ву­ет о том, что од­ним из пер­вых его доб­рых дел бы­ла т.н. «ис­то­рия о трех ме­шоч­ках с зо­ло­том», от­но­ся­ща­я­ся к то­му пе­ри­о­ду жиз­ни свт. Ни­ко­лая, ко­гда он еще не был ни епи­ско­пом, ни свя­щен­ни­ком, а про­сто бла­го­че­сти­вым юно­шей с доб­рым серд­цем. Уже по­сле то­го, как он по­лу­чил на­след­ство, ра­зо­ри­лось жив­шее по со­сед­ству се­мей­ство, отец ко­то­ро­го в от­ча­я­нии ре­шил по­сту­пить­ся че­стью трех сво­их до­че­рей. Ис­сле­до­ва­те­ли не на­хо­дят в этой ис­то­рии ни­ка­ко­го про­ти­во­ре­чия с су­ще­ство­вав­шим в те вре­ме­на по­ряд­ком ве­щей: этот пе­ри­од ис­то­рии Ви­зан­тии ха­рак­те­ри­зу­ет­ся чу­до­вищ­ным упад­ком нра­вов, ко­гда по­доб­ный вы­ход из труд­ной си­ту­а­ции был са­мым рас­про­стра­нен­ным. Од­на­ко, юно­ша Ни­ко­лай, ко­то­рый, по всей ви­ди­мо­сти, с дет­ства рос вме­сте с эти­ми де­воч­ка­ми и хо­ро­шо их знал, не мог до­пу­стить их вы­нуж­ден­но­го гре­хо­па­де­ния. По­это­му он под­ки­нул в их дом один за дру­гим ме­шоч­ки с пя­тью­де­ся­тью зо­ло­ты­ми ди­на­ри­я­ми (что при­бли­зи­тель­но рав­ня­лось двух­ме­сяч­но­му жа­ло­ва­нью рим­ско­го ле­ги­о­не­ра — са­мой вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой про­фес­сии в им­пе­рии) в каж­дом, чтобы несчаст­ный отец мог до­стой­но вы­дать сво­их до­че­рей за­муж.

Од­ним из са­мых зна­ме­ни­тых де­я­ний свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, упо­ми­на­е­мым во всех спис­ках его жи­тия, яв­ля­ет­ся «Де­я­ние о стра­ти­ла­тах». Од­на­ко, мно­же­ство важ­ных све­де­ний, ко­то­ры­ми изоби­лу­ют древ­ней­шие ре­дак­ции «Де­я­ния о стра­ти­ла­тах», бы­ло утра­че­но или ис­ка­же­но в тек­сте Ме­та­фра­с­то­ва жи­тия, а впо­след­ствии и в Че­тьях-Ми­не­ях свт. Ди­мит­рия, митр. Ро­стов­ско­го. В ре­зуль­та­те ока­за­лись ослаб­ле­ны при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи по­вест­во­ва­ния, уте­ря­ны важ­ные зве­нья со­бы­тий и за­тем­не­но по­ни­ма­ние ло­ги­ки по­ступ­ков лю­дей. Ис­сле­до­ва­ния совре­мен­ных ис­то­ри­ков до­пол­ня­ют это де­я­ние це­лым ря­дом важ­ных све­де­ний о свт. Ни­ко­лае, ко­то­рые взя­ты из ис­точ­ни­ков, на­пи­сан­ных неиз­вест­ны­ми ли­кий­ски­ми ав­то­ра­ми на­чи­ная с IV ве­ка (5 ре­дак­ций «Де­я­ния о стра­ти­ла­тах»), а так­же из жи­тий и по­хваль­ных слов, со­став­лен­ных ар­хим. Ми­ха­и­лом, свт. Ан­дре­ем Крит­ским, свт. Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, пре­сви­те­ром Нео­фи­том и дру­ги­ми агио­гра­фа­ми.

В IV ве­ке неспра­вед­ли­вой по­да­тью Ли­кия бы­ла до­ве­де­на до ра­зо­ре­ния и го­ло­да. При­слан­ный из сто­ли­цы сбор­щик на­ло­гов, тре­буя все но­вых и но­вых де­нег, по­сто­ян­но уни­жал на­род. Жи­те­ли по­про­си­ли сво­е­го ар­хи­епи­ско­па о за­ступ­ни­че­стве. Свя­ти­тель Ни­ко­лай от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, и по­сле его раз­го­во­ра с им­пе­ра­то­ром по­дать бы­ла умень­ше­на в 100 раз. Это ре­ше­ние бы­ло за­пи­са­но в скреп­лен­ную зо­ло­той пе­ча­тью гра­мо­ту. Но ар­хи­епи­скоп знал, что под вли­я­ни­ем са­нов­ни­ков Кон­стан­тин мо­жет от­ме­нить свой указ. Свя­ти­тель об­ра­тил­ся к Бо­гу за по­мо­щью, и чу­дес­ным об­ра­зом им­пе­ра­тор­ская гра­мо­та в тот же день ока­за­лась в Ми­рах и бы­ла об­на­ро­до­ва­на. На сле­ду­ю­щий день им­пе­ра­тор, под­дав­шись уго­во­рам, по­пы­тал­ся из­ме­нить указ. Ко­гда свя­ти­тель ска­зал, что до­ку­мент уже за­чи­тан в Ми­рах и, зна­чит, всту­пил в си­лу, ему не по­ве­ри­ли: до Ли­кии от Кон­стан­ти­но­по­ля бы­ло шесть дней пу­ти. Чтобы про­ве­рить сло­ва свя­ти­те­ля, сна­ря­ди­ли са­мый быст­ро­ход­ный ко­рабль. Через две неде­ли по­слан­ни­ки вер­ну­лись и под­твер­ди­ли, что ли­кий­ский сбор­щик на­ло­гов по­лу­чил гра­мо­ту им­пе­ра­то­ра в тот день, ко­гда она бы­ла под­пи­са­на. Хри­сто­лю­би­вый Кон­стан­тин усмот­рел во всем про­ис­шед­шем во­лю Бо­жию и по­про­сил про­ще­ния у свя­ти­те­ля, щед­ро ода­рив его. (Бу­га­ев­ский А. Но­вый опыт со­став­ле­ния жи­тия свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. / Пра­ви­ло и об­раз кро­то­сти. — М., 2004.)

Неко­то­рые де­я­ния свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и во­все не упо­ми­на­лись в тра­ди­ци­он­ном из­ло­же­нии его жи­тия и бы­ли вклю­че­ны в него лишь в но­вых ре­дак­ци­ях, вы­шед­ших в XXI ве­ке («Де­я­ние о по­да­ти», «Де­я­ние о хле­бо­во­зах», «Де­я­ние о епи­ско­пе Фе­о­гние»). На­при­мер, «Де­я­ние о по­да­ти» не бы­ло вклю­че­но в со­став­лен­ное бла­жен­ным Си­мео­ном Ме­та­фра­с­том жи­тие по по­ли­ти­че­ским со­об­ра­же­ни­ям. По­сколь­ку жи­тия свя­тых бы­ли ос­нов­ным кру­гом чте­ния в пра­во­слав­ной Ви­зан­тии, со­зда­нию Ме­та­фра­с­то­ва ме­но­ло­гия при­да­ва­лось важ­ное го­судар­ствен­ное зна­че­ние, и ра­бо­та над ним ку­ри­ро­ва­лась лич­но им­пе­ра­то­ром. «Де­я­ние о по­да­ти», опи­сы­ва­ю­щее из­бав­ле­нии Ли­кии свт. Ни­ко­ла­ем от неспра­вед­ли­во­го на­ло­га, мог­ло быть рас­це­не­но как невы­год­ный для им­пер­ской каз­ны при­мер по­ве­де­ния ар­хи­пас­ты­ря. Каз­на ви­зан­тий­ских мо­нар­хов в X ве­ке, как и в IV ве­ке, очень нуж­да­лась в по­пол­не­нии, и опа­се­ние, что вли­я­тель­ные ар­хи­ереи ста­нут под­ра­жать свт. Ни­ко­лаю, об­ра­ща­ясь к им­пе­ра­то­ру с хо­да­тай­ства­ми о сни­же­нии на­ло­га в сво­их епар­хи­ях, име­ло вес­кие ос­но­ва­ния.

Боль­шин­ство све­де­ний, со­дер­жа­щих­ся в древ­ней­ших жи­тий­ных па­мят­ни­ках, по­свя­щен­ных свт. Ни­ко­лаю Мир­ли­кий­ско­му, под­твер­жда­ет­ся так­же ре­зуль­та­та­ми ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Ли­кии, пред­при­ня­тых в XIX-XX ве­ках. Так, со­хра­ни­лись не толь­ко храм, по­стро­ен­ный свт. Ни­ко­ла­ем Мир­ли­кий­ским, но и ме­сто встре­чи свя­то­го со стра­ти­ла­та­ми — Пла­ко­ма, пло­щадь в ан­дри­ак­ском пор­ту, по­кры­тая пли­та­ми. В древ­но­сти на ней был рас­по­ло­жен ры­нок, и его остат­ки вид­ны и сей­час. Рас­по­ло­жен­ная близ Ми­ры и ко­гда-то про­цве­тав­шая га­вань Ан­дри­а­ке сей­час за­бо­ло­че­на, порт дав­но пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние, но зна­чи­тель­ные объ­е­мы мно­гих зда­ний пре­крас­но со­хра­ни­лись: це­лый ряд пор­то­вых и дру­гих по­стро­ек, ка­мен­ные ци­стер­ны, ак­ве­дук, несколь­ко хра­мов и огром­ное зер­но­хра­ни­ли­ще. По пред­по­ло­же­нию ис­то­ри­ка А.Ю. Ви­но­гра­до­ва, имен­но в это зер­но­хра­ни­ли­ще ка­пи­та­ны из «Де­я­ния о хле­бо­во­зах» вы­гру­зи­ли хлеб. Хо­ро­шо со­хра­ни­лись и остат­ки зда­ний древ­ней Па­та­ры — ме­ста рож­де­ния свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Пред­став­ле­ние о внеш­но­сти свт. Ни­ко­лая мы по­лу­ча­ем из его ико­но­гра­фи­че­ских изо­бра­же­ний, сде­лан­ных еще при его жиз­ни. По­сколь­ку свя­ти­тель был по­кро­ви­те­лем мо­ре­пла­ва­те­лей, нема­ло его ру­ко­дель­ных изо­бра­же­ний раз­во­зи­лись в раз­ных на­прав­ле­ни­ях Сре­ди­зем­но­мо­рья ко­раб­ля­ми, про­хо­див­ши­ми через порт Ми­ры. Со­глас­но ре­зуль­та­там ана­то­мо-ан­тро­по­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния свя­тых мо­щей свт. Ни­ко­лая, для про­ве­де­ния ко­то­ро­го в 1953 го­ду впер­вые бы­ла вскры­та гроб­ни­ца в г. Ба­ри (ку­да мо­щи бы­ли пе­ре­ве­зе­ны ита­льян­ца­ми пред­по­ло­жи­тель­но в 1087 го­ду) лик, изо­бра­жа­е­мый на ико­нах, пол­но­стью со­от­вет­ству­ет внеш­не­му ви­ду за­хо­ро­нен­но­го в гроб­ни­це че­ло­ве­ка. Воз­глав­ляв­ший на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую груп­пу ита­льян­ский ан­тро­по­лог и ана­том, про­фес­сор Лу­и­джи Мар­ти­но уста­но­вил, что «по стро­е­нию че­ре­па и ске­ле­та свя­ти­тель при­над­ле­жал к бе­лой ев­ро­пео­ид­ной сре­ди­зем­но­мор­ской ра­се, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны сред­не­вы­со­кий рост и смуг­лая ко­жа; с вы­со­ким лбом, с но­сом, стре­мя­щим­ся к ор­ли­но­му, ске­ле­том сред­ней кре­по­сти». Рост ве­ли­ко­го свя­то­го со­став­лял 167 сан­ти­мет­ров.

Совре­мен­ни­ки опи­сы­ва­ли ар­хи­епи­ско­па Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го как че­ло­ве­ка, от­ли­чав­ше­го­ся необы­чай­ной кро­то­стью и сми­ре­ни­ем: «Он оде­вал­ся очень про­сто, без вся­ких укра­ше­ний, имел лик, ис­пол­нен­ный свя­то­сти и бла­го­да­ти. От него ис­хо­ди­ло уди­ви­тель­ное си­я­ние, как от про­ро­ка Бо­жи­его Мо­и­сея». Мо­щи свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца до сих пор обиль­но ми­ро­то­чат. По сло­вам ис­сле­до­ва­те­лей, неко­то­рые ча­сти мо­щей, точ­нее, по­звон­ки, мо­гут ско­ро рас­тво­рить­ся в бла­го­уха­ю­щей жид­ко­сти и про­сто ис­чез­нуть через несколь­ко де­сят­ков лет, ес­ли не при­нять долж­ных мер по их со­хра­не­нию.

Ан­тро­по­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние мо­щей так­же по­ка­за­ло, что свт. Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский был стро­гий пост­ник: ве­ли­кий свя­той не ел мя­са, упо­треб­лял толь­ко рас­ти­тель­ную пи­щу. Бо­лез­ни, ко­то­ры­ми бо­лел свт. Ни­ко­лай, ха­рак­тер­ны для то­го, кто до­воль­но дол­го про­был в за­клю­че­нии, а имен­но, в тес­ной и сы­рой тюрь­ме (из его жи­тия дей­стви­тель­но из­вест­но, что во вре­ме­на дио­кле­ти­а­но­ва го­не­ния на хри­сти­ан ар­хи­епи­скоп Мир­ли­кий­ский был бро­шен в тем­ни­цу). По­вре­жден­ные су­ста­вы, по­зво­ноч­ник и ко­сти груд­ной клет­ки сви­де­тель­ству­ют о му­че­ни­ях, ко­то­рые он пе­ре­нес в тюрь­ме — его пы­та­ли на ды­бе. Ра­дио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние че­ре­па по­ка­за­ло об­шир­ное внут­рен­нее кост­ное уплот­не­ние че­реп­ной ко­роб­ки, что уче­ные так­же объ­яс­ня­ют мно­го­лет­ним вли­я­ни­ем тю­рем­но­го хо­ло­да и сы­ро­сти.

Ис­сле­до­ва­ние свя­тых мо­щей, про­ве­ден­ное про­фес­со­ром Л. Мар­ти­но, поз­во­ля­ет опре­де­лить, что по­чил свт. Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец в воз­расте меж­ду 70 и 80 го­да­ми, бла­го­да­ря че­му ста­ло воз­мож­ным вы­чис­лить при­мер­ное вре­мя его рож­де­ния — при­бли­зи­тель­но 270 год. Что ка­са­ет­ся да­ти­ров­ки кон­чи­ны свя­ти­те­ля, то пред­по­ло­же­ния мно­го­чис­лен­ных био­гра­фов свя­то­го сгруп­пи­ро­ва­ны в пе­ри­о­де с 341 по 345 год. Ита­льян­ский про­фес­сор во­сточ­но­го бо­го­сло­вия па­тер Дже­рар­до Чоф­фа­ри по­ла­га­ет, что свт. Ни­ко­лай умер в 334 го­ду, ос­но­вы­ва­ясь при этом на упо­ми­на­нии у Афа­на­сия Ве­ли­ко­го мно­же­ства епи­ско­пов, ко­то­рые бо­ро­лись с лже­уче­ни­ем Ария, на­чи­ная с 335 го­да. По­сколь­ку у свт. Афа­на­сия свт. Ни­ко­лай не упо­мя­нут, Чоф­фа­ри де­ла­ет вы­вод, что ар­хи­еп. Ни­ко­лай умер до 335 го­да, а имен­но в 334 го­ду. Рос­сий­ский ис­то­рик А. Бу­га­ев­ский, ана­ли­зи­руя со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет­ся в древ­не­гре­че­ских па­мят­ни­ках, по­свя­щен­ных свт. Ни­ко­лаю, утвер­жда­ет, что в пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре ука­за­на за­ве­до­мо невер­ная да­та — «око­ло 345 го­да», и с уве­рен­но­стью на­зы­ва­ет 335 год го­дом бла­жен­но­го успе­ния ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го.

Та­ким об­ра­зом, весь­ма зна­чи­мые ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти ни­ко­ла­е­ве­де­ния, вы­пол­нен­ные тру­да­ми мно­гих уче­ных в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, су­ще­ствен­но до­пол­ня­ют на­ши зна­ния и пред­став­ле­ния о свт. Ни­ко­лае Чу­до­твор­це. Совре­мен­ные тех­но­ло­гии по­мо­га­ют не про­сто узнать свя­той об­раз, а при­бли­зить к нам че­ло­ве­ка, жив­ше­го на зем­ле око­ло сем­на­дца­ти сто­ле­тий на­зад и став­ше­го од­ним из са­мых ве­ли­ких хри­сти­ан­ских свя­тых.

Юлия Комле­ва, кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, до­цент ка­фед­ры но­вой и но­вей­шей ис­то­рии Ураль­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та им. Горь­ко­го

Ис­точ­ник: Пра­во­слав­ный вест­ник


Вы можете оставить комментарий.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомление
Яндекс.Метрика
footer.jpg