Проповедь в праздник святых жен-мироносиц

Христос воскресе! Сегодня наша святая Православная Церковь особо чтит память женщин, которых она называет женами-мироносицами. Жены-мироносицы — это прежде всего те женщины, которые служили при земной жизни Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу. И хотя о них мало говорится в Священном Писании, при этом, они всегда были рядом со своим Божественным Учителем. Как говорит Евангелие, «они служили». Они не проповедовали, они не говорили, они не ходили по городам, по сёлам, проповедуя Царство Божие, но они всегда были рядом со своим Божественным Учителем и служили ему. Служили от своего имения, служили каждая тем, чем могла.

Слушать проповедь

Но особенно подвиг святых жен-мироносиц проявился в самый страшный момент, когда Господь наш Иисус Христос был отдан и предан в руки злодеев. Тогда многие ученики оставили Спасителя, а святые жены-мироносицы были с ним до конца. Они пошли за Ним, и они стояли у Креста, поддерживали Его, морально помогали в последние минуты Его земной жизни. Они помогли праведному Иосифу снять пречистое тело Спасителя Христа и погребсти его.

Но ввиду того, что пятничный день уже заканчивался и было очень мало времени (а суббота у иудеев — день покоя), и всё происходило стремительно, они не успели подготовиться к достойному погребению своего Учителя. Но на следующий день после субботы, как только это было можно по закону, они сразу же взяли ароматы и пошли, чтобы исполнить свой последний долг — дать достойное погребение телу Спасителя Иисуса Христа. И вот благодаря этому самоотверженному подвигу, их мужеству, которое не покинуло их в эти страшные минуты, именно они первыми сподобились узнать радостную весть о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых!

Святые жены-мироносицы для нас с вами являются образцом духа любви. Ведь одно дело — говорить о любви, проповедовать любовь, другое дело — быть носителем этого духа любви. И мы видем в Евангелие, как ученики, апостолы получили хороший урок: они говорили Спасителю о том, что любят его, что имеют веру, и даже в какой-то степени гордились, привозносились тем, что имели такую веру, что могли и огонь с неба ниспослать на людей, но когда наступило время испытания, от этой любви ничего не осталось. Оказалось, любовь была только на словах, а в сердце её не было. И своим покаянием, своими слезами святые апостолы потом искупали свой грех, что в самый главный момент они предали своего Учителя.

И в нашей жизни также можно очень часто встретить людей, которые говорят о любви, но в сердце своём не имеют этого духа любви. Особенно это проявляется в семейной жизни, ведь ни одно бракосочетание не совершается, если супруги не скажут друг-другу слова любви. Но проходит какое-то время — год, два, десять лет, а может быть, всего месяц, — и эти же самые люди говорят совсем другое, о том, что они ошиблись и на самом деле никакой любви нет, порой даже говорят о том, что ненавидят друг-друга.

Как так? Почему? С одной стороны, вроде бы, говорят о любви, а с другой стороны, этой любви нет. Всё дело в том, что мы легко произносим, легко говорим слова любви, но мало задумываемся о том, что прежде чем говорить о любви, надо стяжать этот дух любви в сердце своём. Очень часто человек под словами любви скрывает желание получить от ближнего своего какую-то выгоду, какую-то прибыль, удовольствие для себя — в этом и подразумевает смысл любви.

Можно сказать, что и Иуда тоже любил Бога: он ходил за Спасителем и тоже говорил, что любит Его, но что подразумевалось под этими словами любви? Он хотел получить богатство. Он ждал и не мог дождаться, когда, наконец, Христос станет царём, а он станет при Нём первым министром финансов, или какую-то другую высокую должность получит и быстро разбогатеет. И вот в этом плане он любил своего Учителя Иисуса Христа, и даже постарался посодействовать, чтобы Он провозгласил Себя царём. Святые отцы этим объясняют то, что он предал Его за 30 сребреников, т.к. надеялся, что вот сейчас Он и проявит Себя как царь. Но когда увидел, что Он и не думал о том, чтобы делать себя земным царём, а вместе с этим потерял надежду на то, что приобретёт земные богатства и станет каким-то особым человеком, приближённым к земному царю, он разочаровался, пошёл и удавился.

Конечно же, это нельзя назвать любовью к Богу, но именно в этом и заключается ошибка человека: человек не понимает настоящий смысл этих слов. И мы видем сейчас что происходит в мире, следим за новостями. Президент США приносит клятву на Библии, где говорится о любви к Богу, о любви к ближнему, однако мы видим, и сейчас это особенно проявляется, какой дух на самом деле несёт этот человек. Там, где он, там везде войны, убийства, кровопролития. Недавно другой европейский политик решил назвать свою страну христианской, но при этом спонсирует тех убийц, которые убивают христиан в Сирии, отрезают христианам головы и выкладывают этого фотографии в различных СМИ. Он называет себя христианином, говоря о том, что является последователем Иисуса Христа, Который учит любви. Понятно, что при этом он несёт совсем другой дух. Дух злобы и ненависти.

Или то, что сейчас происходит на Украине: те убийцы, которые проливают кровь, убивают своих собратьев, разве они не ходят в церковь, разве они себя не считают христианами? Они ходят в церковь; в основном, это представители униатов или так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата — т.е. раскольники. Но они тоже ходят в церковь, молятся, считают себя христианами и тоже говорят о любви к Богу, о любви к ближнему. Но при этом мы видим, что дух в них — это дух дьявола, дух ненависти и злобы. Очень легко говорить о любви, но при этом гораздо сложнее стяжать дух любви.

И вот сегодня, празднуя память святых жен-мироносиц, нас всех с вами — не только верующих женщин, девушек, девочек, но и всех христиан, и мужчин тоже, — церковь призывает к тому, чтобы прежде, чем говорить о любви к Богу, о любви к ближнему, прежде чем произносить эти слова, постарались бы уподобиться этим святым женщинам и стяжать дух любви в сердце своём. Ведь что такое любить? Образец любви и явили святые жены-мироносицы.

Любить — значит служить, любить — значит отдавать себя, как они себя отдавали; и всё, что имели — отдавали Спасителю, отдавали самих себя Ему на служение. Да, они не проповедовали, они не благовествовали о Царствии Божием словами, но они проповедовали о Царствии Божием своими делами, служением Богу и служением ближнему. При этом, они не меньше потрудились, чем святые апостолы: не только говоря, но и явив всем людям на Земле вот этот дух любви.

И наша Православная Церковь — это не просто организация, которая учит о том, что надо любить ближнего, но в первую очередь это есть дух святой, дух любви. И здесь в Церкви мы можем через молитву, через таинства причащаться этому духу любви, стяжать его в сердце своём, и как святые жены-мироносицы разносить его по всему миру, но в первую очередь своим родным, своим близким, наполнять духом любви свои дома, то место, где мы работаем, где мы пребываем. Святые жены-мироносицы — это есть образец, идеал христианской любви, носители духа любви, к которому все с вами призваны. Аминь!

Священник Пётр Машковцев
5 мая 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика