Причины возникновения пьянства

С одной стороны, современная мировая медицина говорит, что алкоголизм — химическая зависимость, трудная и почти неизлечимая болезнь. С другой стороны, проявления алкоголизма часто приравнивают только к греху, распущенности и слабоволию, призывая алкоголика одуматься и покаяться. Оба взгляда (только грех или только болезнь) не раскрывают полноты проблемы.

Ставя на первое место духовный аспект, Церковь соглашается, что более полное представление о причинах алкоголизма отражается в представлении о том, что алкоголизм — это био-психо-социодуховное заболевание, которое не получило бы развития, если бы не было следствием своеволия и гордыни, бунта против Бога и мира. При алкоголизме поражается дух, душа и тело, страдают ближние и окружающие.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошённость, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров».

Само по себе употребление алкоголя не является грехом. Однако регулярное и неумеренное употребление алкоголя вызывает в человеческой душе привычку и тягу к эйфории, ложному ощущению счастья, свободы, влечет иллюзию отсутствия проблем и забот окружающего мира. Таким образом, на духовном уровне алкоголизм имеет своим главнейшим признаком уход от ответственности, жажду независимости от реального мира, ложной свободы.

Человек теряет собственное лицо, в нём разрушается образ Божий, согласно которому человек призван быть творцом, активным и ответственным созидателем этого мира. «Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:10), — говорит апостол Павел, обращая наше внимание именно к духовному аспекту разрушения человеком своей природы, которое делает её неспособной ни к собственной созидательной жизни, ни к общению с человеком, ни к общению с Богом.

Чтобы оправдать употребление алкоголя, формируется определенная культура. В современном мире идет мощнейшая обработка сознания: употребление алкоголя представляется благородным, на экране употребляют практически все положительные герои. Если в традиционных культурах древности пьющий человек воспринимался маргиналом, то сейчас на непьющего смотрят, как на ненормального. Слово «трезвенник» ассоциируется либо с бывшим алкоголиком, либо с больным человеком (язвенником), либо с сектантом.

Таким образом, можно говорить, что наши дети воспитываются не в культуре трезвости, а в антикультуре пьянства. Задача культуры двойная: поддерживать добродетель и искоренять пороки. Задача же антикультуры противоположна: во-первых, оправдание и «облагораживание» порока, во-вторых, принижение роли и осмеяние добродетели.

Современное общество все больше становится обществом потребителей. Современная экономика строится на высоком уровне потребления. Для поддержания такого уровня в обществе воспитывается определенный тип личности с характерными чертами:

  • Легко внушаемый. Человек, умеющий анализировать и самостоятельно принимать решения, не будет столь легко поддаваться на рекламу и покупать ненужную вещь.
  • Приземленный. Человек, умеющий получать радость от общения, чтения литературы, простых занятий, не стремится к потреблению материальных благ. Человек, для которого «с милым рай в шалаше», не будет брать ипотеку.
  • С высокими запросами. Человек, умеющий довольствоваться малым, будет меньше потреблять. Поэтому с экрана телевизора показывают картинки роскошной жизни, чтобы повысить планку запросов.
  • Эгоистичный, избалованный. Огромное количество производимого не относится к предметам жизненной необходимости, но являются баловством, предметами престижа.
  • Постоянно недовольный (несчастный). Если человек нашел счастье, он перестает искать новых благ и удовольствий. Обществу потребления нужен вечно неудовлетворенный потребитель.

В значительной мере причиной, а отчасти и следствием такого извращённого отношения человека к собственной душе и к окружающему миру является частичная или полная утрата смысла жизни — другой тяжёлый и разрушительный духовный недуг нашего времени. Сопутствуя алкоголизму, болезнь уныния, потери истинных ценностей затрудняет выздоровление человека от алкогольной зависимости; не решив эту духовную проблему, невозможно побороть алкоголизм в целом.

У подверженного недугу алкоголизма изменяется отношение и к другому человеку, нередко притупляется чувство ценности человеческой жизни как таковой, в душе пробуждаются звериные, нечеловеческие инстинкты, обостряются и выходят наружу страсти гнева, ненависти, саморазрушения. «Никто так не бывает диаволу любим, как в пьянстве пребывающий. И подлинно так: понеже так воли его злой не исполняет, как пьяница» — эти слова святого Тихона Задонского дают верную характеристику духовного помрачения, которым одержим человек, зависимый от алкоголя, связавший им собственную волю, чувство и разум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика