Преподобный Макарий Оптинский о «Лествице»

Апрель
07

В четвертую Неделю Великого поста Святая Православная Церковь отмечает память великого подвижника и духовного писателя преподобного Иоанна, автора знаменитой «Лествицы».

Образ лествицы, виденный святым праотцом Иаковом во сне (см. Быт. 28, 10-16), стоящей между небом и землей, по которой восходили и нисходили ангелы Божии, а наверху стоял Господь, олицетворяет, по мысли автора, путь непрерывного и трудного восхождения по «лествице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо.

Книгу ЛЕСТВИЦА можно приобрести в церковной лавке Спасского собора

В кондаке святому Иоанну его творение прославляется следующими словами: «Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя».

Преподобный оптинский старец Макарий считал «Лестницу» одной из основополагающих книг для монашествующих. По словам прп. Варсонофия Оптинского, записанного послушником Николаем Беляевым (впоследствии старцем Никоном): «Как-то Батюшка сказал мне, что о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал авву Дорофея и “Лествицу” и находил в них все новое и новое, ибо рос духовно. Батюшка и мне сказал, что надо перечитывать их через каждые три года» (5 октября 1910 г.)[1]

Старец Макарий, при котором в обители были подготовлены к печати многие переводы святоотеческих творений, сам участвовал в подготовке «Лествицы» к изданию. Как вспоминал впоследствии его ученик о. Леонид (Кавелин), автор жизнеописания старца Макария: «Старец, высоко ставя творение св. Иоанна Лествичника в ряду писаний святых отцев подвижников, изучал и сличал между собою все известные доныне печатные издания и рукописные переводы сего бессмертного творения, и потом, приняв в основание перевод старца Паисия, как мужа, исполненного духовного разума, прошедшего опытом духовные советы святого отца, непостигаемые одним книжным обучением, и будучи при том и сам достойным преемником иноческих добродетелей великого старца, – приложил особое усердие, дабы пояснить упомянутый перевод старца Паисия, чрез сличение оного с другими рукописными позднейшими переводами (каковы, например, перевод бывшего алтайского миссионера архимандрита Макария), печатными изданиями и греческим текстом, с тою целью, чтобы сделать его доступным не для одного лишь чтения, но особенно для общего практического руководства заключавшимися в сей книге духовными наставлениями; из чего и составился перевод “Лествицы” на полуславянском наречии, коим прилежно занимался сам старец, при пособии ближнего ученика своего иеромонаха Амвросия. К этому переводу по окончании его старец сам же составил алфавитный указатель предметам, содержащимся в творении св. Иоанна Лествичника, и собственноручно переписал оный, забывая и немощь тела, и недосуги, жертвуя для сего временем краткого отдыха»[2].

В Оптиной Пустыни было подготовлено две редакции перевода Лествицы, которые вышли в 1862 году – на славянском языке в Синодальной типографии[3] и в переводе на русский язык[4] в издании Оптиной Пустыни. Тематический алфавитный указатель был составлен преподобным Макарием и Амвросием в 1854 году.

В Великий пост старец Макарий благословлял чтение «Лествицы» за богослужением: «Во время великопостных служений, и преимущественно в первую и Страстную седмицы, когда обыкновенно все скитские братия готовятся к причащению Св. Таин, установлено старцем предлагать во время богослужения, на шестом часе, чтение из книги св. Иоанна Лествичника, с таким наблюдением, чтобы вся “Лествица” прочтена была в течение Великого поста. Для сего он сам размечал ее и назначал, сколько в какой день прочитать»[5].

В письмах к многочисленным духовным чадам прп. Макарий не раз советовал обращаться к этой драгоценной книге: «по времени паки советую повторять “Лествицу”; не то нужно, что только прочитать, но читать и возбуждаться к деланию при помощи Божией»[6].

Чтобы усвоить святоотеческие советы для спасения своей души, по мнению старцев, необходимо не только внимательное их чтение, но и постоянное опытное упражнение в стяжании христианских добродетелей.

И.А. Половцеву, в постриге Ювеналию, помощнику старца Макария в книгоиздательской деятельности, старец советовал: «”Лествицу” пиши рукою, а делом восходи по ней на благое устроение; борясь со страстьми, познавай свои немощи, прогоняй гордыню и тщеславие всегдашним самоукорением и смирением; следи за своими мыслями и находи недостатки, а не исправлении, в чувстве сердца благодари Бога: “Благо мне, яко смирил мя еси”» (Пс. 118, 71)[7].

В письме к о. Алипию, получившему переписанный экземпляр «Лествицы» от о. Иоакима, старец Макарий советовал: «О! дай Боже, чтобы и душевную пользу обрести сугубо в чтении, понятии и исполнении св. учения, по мере и силе нашей»[8].

Рассказывают, что однажды к оптинскому старцу Моисею подошел один ученый человек с таким вопросом:
– Что такое значит, сколько раз читал я “Лествицу”, и все что-то в голове ничего не остается?
– Да, уж это требует дела, – ответил мудрый старец[9].

Известно, что многие духовные чада старцев занимались переписыванием Лествицы. Например, согласно владельческим записям в одном из списков «Лествицы» (Ф. 214. Опт–515), с 1855 по 1856 год по благословению старца Макария переписывали рукопись «Лествицы» в Севском Троицком монастыре: монахиня Магдалина (Воейкова) до 26-го слова, а монахиня Афанасия (Глебова) до конца. Духовная дочь святителя Игнатия, известная поэтесса XIX в. монахиня Мария (Шахова), в течение 14 лет вместе с другими чадами занималась «чтением и списыванием с древних рукописей св. Отцов по церковному и русско-печатному шрифту»[10].

«Лествицу» книгу по благословению старцев читали и старались исполнить делом не только монашествующие, но и миряне. Во время своего приезда в Оптину Пустынь Н.В. Гоголь ежедневно подолгу беседовал со старцем Макарием и по его благословению начал читать «Лествицу»: «Во время пребывания сего почтенного гостя в Оптиной Пустыни предложено было ему, между прочим, конечно, с благословения старца Макария, прочитать книгу св. Иоанна Лествичника. Прочитавши оную, Гоголь высказал о ней так: “Какая глубокая психология!”»[11].

[1] Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). М., 2004. С. 403–404.

[2] Житие оптинского старца Макария / Сост. Леонид (Кавелин), архим. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. С. 171–172.

[3] Лествица, возводящая на небо. Изд. первое. М.: В Синодальной типографии, 1862. (Печатано с разрешения Святейшего Правительствующего Синода). – 457 с. + 93 с. (указатель).

[4] Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе с алфавитным указателем и примечаниями / [Рус. пер. о. Иоанна (Половцева); Испр. пер., примеч. иером. Климента (Зедергольма); Сост. предм. указ. иером. Макария (Иванова), иером. Амвросия (Гренкова)]. М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1862 (Тип. В. Готье). [2], XVIII, 364, 58, 114, [4] с.

[5] Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария / [Сост. Агапит (Беловидов), архим.]. Свято-Введенская Оптина Пустынь; Свято-Троицкая Сергиева Лавра; М.: Отчий дом, 1997. С. 75–76.

[6] Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т. / Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. II. С. 268. Письмо к С.С. Оболенской № 967 от 22 января 1851 г. Опубл. по: НИОР РГБ. Ф. 213. К. 43. Ед. хр. 5. Л. 6 об. –7.

[7] Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т. / Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. II. С. 314. Письмо к И.А. Половцеву № 1020. Без даты. Опубл. по: НИОР РГБ. Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 8. Л. 166–167 об.

[8] Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т. / Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. I. С. 54. Письмо № 54 от 12 июня 1851 г. Опубл. по: НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-386. Л. 29–30.

[9] Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1999. С. 88 (сноска).

[10] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова: В 8 т. Т. VIII. М.: Паломник, 2006. С. 287.

[11] Подробнее см.: Воропаев В.А. Н.В. Гоголь и его окружение: Материалы к биобиблиографическому словарю // Московский журнал. М., 2013. № 4 (268). Апрель. С. 42–45; Воропаев В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. 2-е изд., испр., доп. М.: Паломник, 2014. – 336 с.

источник


Вы можете оставить комментарий.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомление
Яндекс.Метрика
footer.jpg