Пасхальная полуношница и утреня с Литургией

Величайший праздник всех православных христиан — Пасха — начинает своё празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. В половине 12-го ночи хор начинает петь великосубботний канон. Но уже совсем по-иному звучат здесь эти таинственные слова. Нет уже больше скорби, душа улавливает в них радостное приближение Воскресения. Во время пения Полунощницы Плащаница уносится в алтарь и полагается там на Престоле, оставаясь там до праздника Вознесения в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Всё затихает в храме, погруженном в полумрак, в ожидании священной минуты. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окружённое молящимися с зажжёнными свечами, под радостный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити».

Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди ещё шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Раскрываются двери — и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм. Начинается пение пасхального канона. По толкованию, слово «Пасха» значит переведение: от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к её первоначальным истокам — бессмертию, вечной жизни – и начинается пасхальный канон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика