Богослужения Навечерия Рождества Христова в Спасском соборе возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Торжественные Богослужения в Рождественский сочельник совершены во всех храмах Вятской Епархии. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Свято-Трифонова монастыря Федор (Рулев), священники Спасского собора — иерей Петр Машковцев и иерей Андрей Петров.
Навечерие Рождества Христова, Царские часы, — Богослужения, предваряющие сам праздник, – минуты особого торжества, празднуемые всей Церковью Христовой. Царскими часы называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. От обыкновенных часов Царские часы отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных, а также особыми песнопениями, паремиями и чтениями из апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, перед евангелием, положенным на аналое. Богослужения в Рождественский сочельник пронизаны особой радостью. Это минуты торжества, минуты, предваряющие появление на Свет Богомладенца.
Архиерейские Богослужения в празднование Рождества Христова совершатся в Успенском кафедральном соборе Свято-Трифонова монастыря: сегодня, 6 января в 17.00 Всенощное бдение, ночью 7 января в 01.00 Божественная литургия и 7 января в 16.00 Великая Вечерия.
… Еще немного времени осталось до праздника Рождества Христова. Из истории праздника известно, что к новорожденному Младенцу пришли и поклонились пастухи из окрестностей Вифлеема и мудрецы с востока, которые подарили Ему золото, ладан и смирну.
Из Предания Церкви известно, что мудрецы — это были цари восточных стран и их дары из этих стран считались лучшими во всем мире.
Об их именах и внешности повествуется следующее. Мелхиор — седовласый старец-араб с длинной бородой подарил золото; Гаспар — безбородый, румяный юноша из Персии преподнес ладан; Валтасар — смуглый лицом эфиоп средних лет, он принес в подарок смирну. Преподобный Ефрем Сирин поясняет значение даров: мудрецы принесли Младенцу «золото — как царю, ладан — как Богу, смирну — как смертному», то есть как человеку. Большинство толкователей также понимают значение этих даров: золото — как символ Царской (мессианской) власти, ладан (ливан, фимиам) — как знак Его божественного достоинства, и смирна — вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса.
В это время, за несколько дней до Рождества Христова, восточные цари совершили большую часть своего пути из восточных стран. Так и мы совершили уже большую часть пути подготовительного поста. Восточные цари несут золото, ладан и смирну. И мы можем принести ко Господу, к Его празднику свои золото, ладан, смирну.
Смирна — как дар человеку, означает всякое телесный труд, делаемый ради Христа: например, пост, как воздержание не только тела от скоромной пищи, но и очей от скверных видов и сцен; слуха — от непристойных слов и речей; рук, ног — от недостойных телодвижений, от вольного обращения и от неправедных путей. Под смирной также можно понимать всякую телесную заботу о ближнем: помощь нуждающемуся, поддержка унывающего, посещение больного, заключенного… Господь говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Ладан — символ молитвы к Богу: «Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю спасение Мое» (Пс. 49:23). Ладан принес самый молодой из восточных мудрецов. Действительно, началом, основой духовной жизни и матерью всех добродетелей является молитва.
Золото олицетворяет высшие земные ценности, а в духовном смысле под золотом можно понимать высшие добродетели — смирение и любовь. Золото принес почтенный седовласый старец. Истинные начатки смирения и любви обычно показываются после долгих трудов молитвы и исполнения заповедей Божиих: «Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.4:9). «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении — любовь, любовь же — хранение законов ее…» (Прем.6:12-18)
Обратим внимание на события перед Рождеством. Праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева пришли в Вифлеем принять участие в переписи и попытались остановиться в городе. Но ни у кого из горожан для Иосифа и беременной Девы Марии не нашлось места и святое семейство было вынуждено остановиться в пещере для скота на окраине города. После рождения Младенец был положен в ясли — корыто для корма животных: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7). Действительно, у людей, поглощенных своими житейскими делами и проблемами, как правило, не остается места в жизни для Бога и помощи ближним.
Если нельзя отложить все житейские дела в эти подготовительные дни, то можно в это время постараться сохранить память Божию: «Начало мудрости — страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения» (Притч.1:7), а также стараться быть внимательными к нашим ближним, ибо они — образ Божий.
Вифлеемские пастухи — образ людей бодрствующих, внимательных к помыслам и желаниям, возникающим в них. Как пастух находится один вдали от мирской суеты, всегда стоит на страже своих овец и отгоняет волков, так бодрствующий человек наблюдает за своими помыслами и желаниями: овец — добрые помыслы оберегает, а волков — злые пожелания через призывание помощи Божией отгоняет. Бодрствующие люди избегают многих бед по слову Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Находясь в общении с Богом они удостаиваются Его милости. Так пастухи удостоились извещения Божия о славном событии от ангелов: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Вифлеем на еврейском языке (Бейт-Лехем) означает Дом Хлеба. Таинственно и многозначительно название города, в котором родился Тот, Кто сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35). Скромные дары на предстоящий праздник: «золото, ладан и смирна», а также бодрствование — это выражение нашей благодарности Тому, Кто отдал всего Себя нам в Дар для нашего спасения.