Литургия. Херувимская песнь

Божественная литургия – главное церковное богослужение – имеет трехчастную структуру: проскомидия (на ней готовится вещество для Таинства Евхаристии), Литургия оглашенных (когда читаются Апостол и Евангелие и совершается молитва о всех православных христианах, живых и усопших, а также об оглашенных) и Литургия верных (ее центром является Евхаристический канон).

Молитва о здравии и об упокоении на проскомидии с выниманием частиц, а потом погружение их в потир — высшее поминовение в Церкви. Поминовение на сорока Литургиях называется сорокоустом.

Евхаристический канон – этот ряд молитвословий, кульминацией которых является пресуществление (т. е. превращение) благодатью Святого Духа через священнослужителя обычных земных веществ (продуктов) – хлеба (просфоры), вина и воды в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы. Предваряющим же вводным молитвословием к этому великому святому действу является Херувимская песнь.

Херувимской это церковное песнопение названо промыслительно и глубоко символично. Херувимы – один из высших ангельских чинов, которые славословят Всевышнего у Престола. Во время пения Херувимской песни и всего последующего Евхаристического канона мы должны быть так внимательны и сосредоточены, подобно Херувимам, славящим Господа. Ибо Царствие Божие приблизилось к нам, и Господь находится здесь среди нас на самом великом богослужении Церкви – Литургии. В это мгновение мы должны постараться забыть обо всех наших житейских делах и волнениях. Херувимская песнь начинается словами:

«Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».
Перевод: Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском.
И далее:
«Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа».
Перевод: Чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо Ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!

Преподобный Нил Синайский писал: «Светило великое византийской Церкви, или, лучше сказать, целого мира, дивный Иоанн (Златоустый), как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и бескровной жертвы, не бывает оставляем ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу ликом, в благоговении, великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства.

Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь. Пишу же это, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной литургии, и сами, утратив в себе сей божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать знаки другим, или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место».Потому с пения Херувимской и до окончания богослужения без крайней необходимости не стоит выходить из храма. Ведь через короткое время Господь преподнесет Свой самый великий дар человечеству – Тело и Кровь Христовы. В этот момент крайне нежелательны какие-либо передвижения в храме, целования икон, возжигания свечей… Все внимание предельно сконцентрировано на алтаре, где в данное время совершается великое священнодействие.

«При молитве же надобно иметь большое внимание, чтобы не было какого-либо злопомнения, – говорил преподобный старец наш Макарий Оптинский. – Молиться без развлечения есть дело совершенных; но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши, и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его… Помните, что Бог приемлет молитву смиренных».

Будем же стараться быть внимательными на богослужении, а особенно во время Литургии и пения священной Херувимской песни! Храни Вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика