Чем отличается самоуважение от гордыни?

Каждый человек создан по образу и подобию Божию и носит в себе Его искру. Именно потому каждый из нас ценен и заслуживает уважения. Некоторые люди противопоставляют смирение и уважение к себе, считая последнее проявлением гордыни.

Смирение не значит, что человек должен ходить, опустив голову, то и дело подставляя то левую, то правую щёку для битья. Для христианина смирение — это прежде всего принятие воли Божьей. У каждого человека случаются жизненные трудности. Они не случайны, Господь посылает их для нашего укрепления, нравственного роста. Если мы принимает их без ропота и преодолеваем, то проявляем смирение. Тот, кто занимается самоуничижением, не уважает себя, не принимает воли Божьей о себе. Он обвиняет себя и других во всевозможных грехах, считает, что Бог его не любит, что он недостоин Божьей любви. Смирения в таком поведении нет, потому что смирение невозможно без любви к Богу и людям.

В плане отношения к себе у людей чаще всего встречаются две крайности. Одни говорят: «Я не заслужил ничего хорошего, я ничего не умею, я недостоин в глазах Божьих и глазах людей». Видно, что такой человек сам себя уничижает. Однако мы знаем, что Господь каждому даёт какой-то дар, талант: один хорошо говорит, другой отлично берёт интервью, третий великолепно работает руками, четвёртый замечательный художник, пятый прекрасно поёт — и так далее. Найди свой талант, который дал тебе Господь, развивай его, и тогда не станешь говорить, что ни на что не годен — иначе ты принижаешь достоинство Божие. Господь не обделил никого.

Второй тип людей — те, кто не делает ничего, вызывающего уважения, но превозносится, в них очень много самомнения и гордыни. Можно ли уважать такого человека? — думаю, нет. Уничижение и превозношение — это крайности, которых быть не должно. Каждый человек должен относиться критически к себе, своим поступкам, образу мыслей, словам. Если будешь так поступать, при этом постоянно развиваясь, прогрессируя, работая над собой, тогда у тебя будет повод уважать себя.
Нельзя позволять дурным чувствам овладевать собой. Сдержанный человек всегда вызывает уважение. В жизни бывает всякое, мы все живые люди, можем сорваться, но если хочешь уважать себя — учись владеть собой.

В современном мире понятие уважения очень отличается от христианского. Христианство призывает любить Бога и людей, быть нравственным, служить ближним. Мы же видим странные ситуации, когда человек начинает себя уважать за набранные в соцсетях лайки, например. Конечно, это неистинное уважение. Уважение не может исчисляться количеством лайков, чьим-то субъективным одобрением. По сути, у такого человека происходит подмена понятий и ценностей. Ему не нужны Бог и люди, ему нужна иллюзия — лайки, ложь, которую диктует современное общество. Истинные ценности уходят на третий план, на первый же выходят показуха и фальшь.

Можно уважать людей, которые достигли чего-то своим трудом, талантом, интеллектом. Сегодня же популярность обретают люди, которые получили известность благодаря каким-то скандалам. Они уважаемы, к их мнению прислушиваются. Однако это ложное уважение. Уважение вызывают сдержанность, поступок, дело. Фальшь — нет. Настоящее уважение строится на любви. Любовь — это и есть уважение.

Мы часто слышим фразу: «Я имею право». Те, кто её произносит, часто забывают, что, имея права, мы имеем и обязанности. Об этом вспоминать не принято, поскольку обязанности предполагают ответственность. Если мы говорим «я имею право на…», то подразумеваем «я обязан перед…» Мне кажется, что уважающий себя человек должен понимать всё это. Хотите научиться уважать себя — уважайте других. Не позволяйте себе хамства, злобы, агрессии. Каждый человек должен определить для себя ту грань, за которую он не перейдёт. В современном обществе многие грани размыты, причём это делается специально. Когда общаешься людьми, очень хорошо заметно: человек, не уважающий себя, не уважает и тех, кто его окружает. Эти вещи взаимосвязаны. Он не знает, что такое достоинство и уважение, и не может дать его ближним.

Христианские заповеди — это фундамент уважения и к себе, и к обществу. Без их соблюдения невозможно научиться уважать себя. Не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не желай имущества ближнего своего — без этих нравственных ценностей, важных для каждого человека, никак. Это как цепочка, где одно связано с другим. Если человек не любит ближних, у него не может быть и любви к Богу. Каждый из нас должен видеть в себе и людях образ Христа. Если мы этому научимся, то научимся и уважать самих себя.

Протоиерей Николай Марковский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика