19 мая память святого праведного Иова Многострадального

19-го мая (6-го по старому стилю) Церковь празднует память святого праведного Иова Многострадального. Житие прав. Иова не только поучительно, в том плане, что имя его вошло в обиход обще-человеческого языка как символ терпения, но также умилительно непосредственностью общения между Самим Господом Богом и этим дивным праведником.

Св. Иов Многострадальный.

Св. Иов происходил из рода Авраамова и жил в Аравии, в земле Хус, которая находилась на юго-востоке от Палестины, за Мертвым морем. Св. Иов отличался богобоязненностью, милосердием, справедливостью, истинностью, а более всего – соблюдением невинности своего сердца и удалением от всякого зла. У него было семь сыновей и три дочери. Он был также известен своим богатством и имел большое влияние на общественную жизнь в своей стране, т.к. по всему Востоку был в великом почете за свое благородство и честность.

Как-то раз, когда ангелы Божии собрались на небе перед престолом Божиим чтобы принести Богу разные человеческие мольбы о жизненных нуждах людей, – по попущению Божию пришел между ними и диавол. Господь сказал сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Не найти на земле другого такого человека, который был бы так справедлив, богобоязнен и чужд всякого порока, как он!»

На это сатана отвечал Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты-ли бережешь его? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил на земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, – отними у него все и тогда увидишь, станет-ли он благословять Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Все, что у него есть, Я отдаю в твои руки, делай по воле своей, только его самого не касайся». И отошел сатана от лица Господня.

После этого был день, когда сыновья и дочери Иова пировали в доме своего старшего брата. И вот, приходит к Иову вестник и говорит: «На твоих волов напали савеяне и угнали их, а слуг твоих перебили; спасся только я и прибежал донести тебе». Пока этот говорил, приходит другой вестник к Иову и рассказывает: «Огонь упал с неба и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и прибежал сказать тебе».

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит: «Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, приходит иной вестник и докладывает Иову: «Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя».

Выслушавши одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби разодрал свою верхнюю одежду, остриг свою голову, пал на землю и, преклонившись перед Господом, сказал: «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!»

Так при всех этих тяжелых и невероятных обстоятельствах Иов не согрешил перед Богом ни одним безрассудным словом. Затем, когда следующий раз ангелы предстали перед Господом, опять пришел между ними сатана. И сказал Господь сатане: «Откуда ты пришел?»

Сатана отвечал: «Я был на земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который был бы ему подобен: так он добр, правдив и благочестив, – так он далек от всего злого! И даже при постигших его несчастьях он до сих пор остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!»

И отвечал сатана Господу: «Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, (т.е. в чужой коже человек может страдать, в чужой коже удары не так чувствительны); но простри руку Твою и коснись его собственного тела, и увидишь – благословит-ли он Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь, только душу его сбереги». Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшной проказой, от подошвы ног его до самого темени его. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, т.к. был нетерпим между ними. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по все суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя в пепле вне селения, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились и оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии крайнего отчаяния, однажды сказала ему: «Доколе ты будешь терпеть? Вот погибла с земли память твоя – наши сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми я напрасно трудилась. Сам ты сидишь на смраде червей, проводя ночь без крова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, ожидая когда зайдет солнце, чтобы хоть немного успокоиться от трудов и болезней моих. Не упорствуй, не отстаивай свою непорочность; но скажи некое слово Богу, похули Его и умри, – в смерти найдешь освобождение от своих страданий, а меня избавишь от мучений».

Так решала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни: «кожу за кожу», как внушал ей сатана. Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний луч истинной жизни: «похули Бога – и умри».

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец. С сожалением взглянув на жену, Иов сказал ей: «Зачем ты говоришь как безумная? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого не стерпим, не будем принимать?» И на этот раз Иов снова не согрешил перед Богом – не произнес на Бога ничего хульного.

Слух о несчастьи, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. И вот три дальних друга его собрались вместе, чтобы прийти утешить его и разделить с ним скорбь его. Но, приблизившись к нему и сначала не узнав его, т.к. лицо его представляло сплошной гнойный струп, они от ужаса вскричали и зарыдали, а затем семь дней и семь ночей просидели напротив своего друга, не промолвив ни одного слова, потому-что видели как велико было его страдание и не находили средств утешить его в таком состоянии.

Потом они заговорили с ним, но слова их еще больше расстраивали Иова, т.к. по понятиям того времени о том, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они считали, что если кто подвергается несчастью, тот человеку – грешник, и чем больше несчастье – тем, значит, греховней его состояние. Поэтому и об Иове они думали, что у него существуют какие-то страшные тайные грехи, которые он до сих пор искусно скрывал от людей и за которые Всевидящий Бог теперь открыто наказывал его, и они всячески убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях.

Праведный же Иов в своей непорочности ужасался от таких разговоров и старался защищать свое доброе имя, разъясняя своим друзьям, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей непостижимой для человека воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь.

Однако, друзья его оставались неубежденными, и даже еще больше обвиняли его за то, что объявляя себя невинным, Иов как бы представлял посланное ему от Бога наказание незаслуженным. Тогда Иов обратился с молитвой к Богу, прося чтобы Он Сам засвидетельствовал его невинность.

Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов».

Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

«Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов 19, 25–27).

«Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

Друзьям своим праведный Иов внушал не бояться телесных страданий, ни лишения благ земных, а только «меча Господня», т.е. гнева Бога Вседержителя.

«Знайте, что есть суд, – говорит он в своем наставлении, – суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень, и истинный разум – удаление от зла».

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика