В дни празднования 200-летия Вятского духовного училища мы побеседовали с выпускником ВДУ, клириком Спасского собора города Кирова иереем Павлом Юдиным.
— Отец Павел, что дали Вам годы учебы в духовной школе?
— Помимо полученных знаний, я открыл для себя, какими глубокими, настоящими, мудрыми людьми являются наши священнослужители. Преподаватели, в основном в священном сане, несмотря на множество приходских забот и преподавательских дел опекали нас, студентов духовного училища, словно родители: разъясняли новый материал, помогали в подготовке к квалификационным работам не только на занятиях, но и во внеурочное время, поддерживали в трудностях, брали на себя духовное руководство, конечно, молились за нас, чтобы мы с усердием шли по выбранному пути служения Богу.
— Какие предметы были наиболее интересными? Чему была посвящена Ваша дипломная работа?
— Тема «Проблематика Таинства покаяния в современной практике Церкви» оказалась слишком обширной, и вряд ли мне удалось в полноте, во всех деталях раскрыть ее в рамках дипломной работы. А что касается любимых предметов, то каждая из преподаваемых дисциплин была по-своему уникальна и интересна, но особенно мне нравилась «История Русской Православной Церкви»: у протоиерея Сергия Гомаюнова — преподавательский талант, он очень интересно рассказывает!
Знаний, полученных в нашем училище, оказалось достаточно для поступления в 2017 году в Нижегородскую духовную семинарию на старший курс. Ряд предметов зачли по аттестату ВДУ, с дисциплинами, которые пришлось сдавать заново, успешно справился, в том числе благодаря приобретенному за годы обучения в духовном училище умению готовиться к экзаменам.
— А как Вы оказались в Церкви?
— Однажды, когда мне было лет 25 (сейчас 33), я просто сказал себе: «Так жить больше нельзя!». Внешне жизнь шла своим чередом, в момент духовного перелома я работал в московской организации, которая строила фонтаны в разных городах по всей стране. Постоянные командировки однажды привели к ясному осознанию, что жизнь пролетает в суете, и при этом в душе — мучительная опустошенность, боль от которой не заглушали ни разнообразие меняющихся городов, ни новые знакомства, ни увлечение тяжелым роком.
К поискам смысла жизни подтолкнула и многолетняя болезнь. Будучи молодым, полным творческих планов, я недоумевал: почему именно со мной случилось заболевание, которое мне мешает жить беззаботно, так, как я хочу? Стал обижаться на судьбу, но все же искал духовные причины болезни, пытался найти ответы, как и почему все происходит в нашем мире. В своих духовных поисках поначалу обратился к восточной философии. Будучи крещеным с детства, я в Бога верил, но в Церкви видел только внешнюю, обрядовую сторону и не предполагал, что за ней, как за символами, сокрыта глубина божественной жизни. Рассуждал так: на службы ходят в основном бабушки, у которых, помимо огорода, какая может быть философия, и соответственно вряд ли здесь я смогу найти ответы на свои «умные» вопросы. Тем не менее, путем духовных исканий все-таки пришёл к православной вере, постепенно стал познавать истину учения Церкви, смысл и красоту богослужений и таинств и, слава Богу, выздоровел.
— А сейчас Вы по-другому смотрите на «философию» верующих бабушек?
— Конечно. Думаю, что они гораздо лучше молодых понимают, что является самым важным в жизни. Осознают, что не за горами встреча с Богом и что нужно себя к ней готовить. По опыту знают, насколько немощен человек, но Господь дает нам силы. Слава Богу, понимают это и многие современные молодые люди, в том числе родители, приводящие в храм к Причащению своих малышей. С человеком, когда он приходит в Церковь, происходят поразительные перемены. Когда я впервые исповедовался и причастился, пережил подобное изменение: восприятие мира становится совсем иным, ощущаешь близость Бога, Который любит и заботится о тебе. Вот почему снова хочется встать на молитву, прийти в храм, потому что боишься потерять присутствие Бога внутри себя. Если такое происходит, то становится грустно и горько. Жизнь превращается в пустышку, которую можно чем угодно заполнить, но ничто не заменит радости общения с Богом.
— Когда и почему Вами был выбран путь священного служения?
— Это стало следствием моего воцерковления и произошло как-то незаметно. Сначала как прихожанин посещал Екатерининский храм города Вятки, затем его настоятель, отец Сергий Гомаюнов, попросил меня помогать на колокольне, затем в качестве чтеца на службе — мне все это было интересно и нравилось. Потом батюшка спросил меня, хочу ли учиться в духовном училище, на что я утвердительно ответил и, получив благословение, поступил. То есть мое внутреннее желание совпало с благословением духовника, призывом Божиим. Правда, было искушение, испугался, но не того, что священником стану, а того, что нужно много учиться, а учеба — всегда тяжелый труд. Иногда приходили мысли «зачем тебе это нужно?», но тут же осознавал, что это лень в ухо шепчет, и начинал бороться с ней.
— Как отнеслись близкие к Вашему выбору?
— Папа — спокойно, он обычно ничего горячо не комментирует, а мама, пожалуй, даже обрадовалась. Несмотря на то, что наша семья была невоцерковленной (мы праздновали Пасху с куличами и крашеными яйцами, но не более того), для родителей мое обращение к Православию принесло некоторое облегчение, поскольку их не могли не волновать мои прежние скитания и увлечения. Напрямую мы об этом не говорили, но чувствовалось, что приход сына в Церковь они восприняли как некий жизненный причал. Когда же узнали, что собираюсь стать священником, отнеслись к этому с пониманием: взрослый человек вправе сам выбирать свой путь. Моей жене тоже пришлось это принять. Наверное, не совсем о такой доле она мечтала, когда выходила замуж, поскольку уклад жизни священника особый, отличается от жизни мирянина, однако мы верим, что любовь между супругами и благодать Божия покрывает все трудности.
— Значит, произошедший с Вами духовный перелом — это не просто метафора, а реально переживаемое состояние?
— Возникло неприятие к прежнему образу жизни. Например, раньше привычные для меня концерты тяжелого рока стали восприниматься как место, где люди пребывают едва ли не в состоянии бешенства. Изменились мои музыкальные предпочтения, стал больше обращать внимание на текст песен, начали нравиться композиции, где чувствовались душевные переживания, размышления автора. Познакомился с творчеством Александра Непомнящего, Павла Фахрутдинова, Михаила Вырина. А вот красоту церковных песнопений открыл для себя уже позже: сначала в Великорецком крестном ходе, а затем на богослужении. Сейчас у нас в Спасском соборе прекрасно, в соответствии с церковной традицией поет мужской хор, которым управляет Юлия Скопина. Смена музыкальных предпочтений — это одна из наглядных иллюстраций той духовной «перестройки», которая происходит с воцерковляющимся человеком на уровне ума, сердца, внешнего образа жизни. Когда делаем шаги навстречу Христу, мы становимся другими, иначе быть не может!
— Что изменилось с принятием священного сана?
— Мне кажется, что я определил для себя быть более ответственным, чем прежде.
— Скоро Петров пост, предваряющий праздник в честь апостолов Петра и Павла, один из которых является Вашим небесным покровителем. Вы ощущаете его заступничество?
— Нам помогают и Бог, и Пресвятая Богородица, и святые, а конкретно кто — как поймешь? Видений никаких я не видел, но когда читаю послания апостола Павла, внутренне отмечаю, что они мне очень нравятся. Конечно, они сложные, но сильные, утешительные для души, например, послание к коринфянам — настоящий гимн любви. Надеюсь, что апостол Павел не оставляет и меня своей заботой и духовным руководством.
— Даже среди верующих иногда встречается мнение, что важно соблюдать только Великий пост, а остальные — по желанию. Так ли это на самом деле? Чему должен научить человека приближающийся Петров пост?
— Прежде он назывался постом Пятидесятницы, поскольку начинается через неделю после праздника Пятидесятницы, Святой Троицы. Что произошло в Пятидесятницу? На апостолов сошел Святой Дух, и они проповедовали всему миру Евангелие, крестя уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Какое это имеет для нас значение? На апостолов сошла благодать, но в день Святой Троицы она сходит и на нас. Ученики Христовы своими трудами не только сохраняли, но и преумножали ее, делились светом веры с другими. И нам нужно хранить в себе как бесценное сокровище, как Дар свыше полученную благодать Святого Духа, преображающую и нас, и окружающий мир. Дни воздержания как раз и способствуют этому: пост, молитва, Таинства покаяния и Причащения, чтение Священного Писания, творений Святых Отцов — эти веками опытно проверенные Церковью духовные средства способны, по слову апостола Павла, сделать нас храмами Святого Духа.
Начинаясь каждый год в разные числа, это зависит от Пасхи, Петров пост всегда заканчивается 12 июля, в день памяти святых Петра и Павла. Эти апостолы — очень разные люди. Петр, старший брат Андрея Первозванного, был из простых рыбаков. С самого начала Христовой проповеди он был рядом со своим Учителем. Апостол Павел, получивший дар апостольского служения лишь после Вознесения Господа, был человеком образованным, римским гражданином. И Христос также призвал его к Себе, зная, сколько трудов он положит для евангельской проповеди. Два этих главных апостола — образ того, что Божия Церковь открыта для всех: и для простых, и для самых «сложных».
— В Вятской православной гимназии Вы ведете Закон Божий, урок, близкий к предмету «Основы православной культуры», преподаваемому в светских школах. Есть ли интерес у детей к этому предмету? На что должен обращать внимание педагог ОПК при работе с детьми?
— С учащимися шестого класса мы знакомимся с Евангелием. Обычно, изучая священные тексты, наиболее важные отрывки стараемся разобрать, знакомимся с объяснениями притч, сказанных Христом. Были занятия и на свободные темы: о войне, о совести, о любви. Потребность и интерес у детей к духовным знаниям есть, но 12 лет — сложный возраст, ребятам трудно сконцентрировать внимание. Порой во время урока в классе шумно, но что удивительно, когда в конце занятия задаю вопросы, гимназисты хорошо отвечают, значит, при внешней суете большинство из них было включено в учебный процесс. К счастью, равнодушия детей к Слову Божию не замечаю.
Преподавая Основы православной культуры и подобные предметы, важно помнить, что вопросы веры нельзя насаждать насильно, важно показать красоту и глубину Православия, но прийти к нему человек должен сам. Детям всегда запоминается, остается в их сердцах живой христианский пример. Идеально, когда ты сам его являешь, но, к сожалению, не всегда так бывает. Когда рассказываешь о святых, об исторических личностях, воплотивших в своей жизни христианские добродетели, то говоришь о том, что повлияло на их становление, какими они были до принятия веры и какими стали после. Такой светлый образ верующего человека надолго остается в сердечной памяти детей. Главное, на что в первую очередь важно обращать внимание, анализируя характеры приводимых в пример личностей, — это обретенная ими любовь. Именно о ней Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А иной раз любви даже среди верующих не заметно, что сомневающихся, тех, кто только еще стоит на пороге Церкви, иногда приводит в смущение.
— Вы служите в вятском Спасском соборе, ведете Школу семейного благополучия, действующую при храме. Чему посвящены занятия в ней?
— Школа действует по благословению митрополита Марка. Вместе со мной беседы проводит православный психолог Елена Николаевна Никулина. Само название говорит о том, чему посвящены наши занятия — обретению семейного благополучия, что, конечно, требует каждодневного труда. Как священник, я стараюсь раскрыть отношение Церкви к различным сторонам семейной жизни, а Елена Николаевна дополняет меня, разбирая те или иные темы, ситуации через призму психологии. В работе нашей школы замечена хорошая тенденция: сначала на занятие приходит один из супругов, а на следующем за партой сидит уже семейная пара.
— Скоро начнется Великорецкий крестный ход. Поделитесь, пожалуйста, впечатлением от своего первого паломничества.
— Сильные, незабываемые переживания. Тогда я еще не был священником. Если в обычной мирской жизни в голове, как правило, стоит шум всевозможных праздных мыслей, то в крестном ходе ум и сердце заполняют красота Божьего мира, пение птиц и церковные песнопения, словно Ангелы рядом с нами поют! Появилось ощущение снисхождения к нам Неба, соприкосновения с иной, божественной реальностью. Пусть это переживание временное, и погружаемся мы в него лишь на несколько дней крестного хода, но такое единение в вере и молитве тысяч разных и в то же время близких людей становится живым опытом церковной соборности. Многие мои знакомые говорят, что живут от одного крестного хода до другого, и в течение года постоянно мысленно возвращаются к минувшему паломничеству, отчего на душе становится тепло. Если все сложится, то в этом году мы вновь, уже в третий раз, отправимся в Великорецкое приходом Спасского собора. Дружно идем, соборно молимся, вместе отдыхаем в нашем лагере, обедаем, ведем беседы. Присоединяйтесь!