Иерей Даниил Сысоев (12.01.1974–20.11.2009)

На пути к пастырству

Священник Даниил Сысоев – известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра… имени святого праведного Иоанна Кронштадтского», «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.

источник

Священник Георгий Максимов о последнем дне жизни отца Даниила

Сегодня десять лет со дня мученической кончины отца Даниила Сысоева. Я уже писал и рассказывал ранее о том, каким был отец Даниил. А в этот раз хотел бы просто поделиться воспоминаниями о том дне, десять лет назад. И о том, что было после.

В двенадцатом часу ночи я получил звонок. Одна из помощниц о. Даниила срывающимся голосом сказала, что в батюшку стреляли, он ранен в голову, и просила молиться за него.

Я немедленно оделся, вышел из дома и, поймав попутку, доехал до храма (я жил недалеко). Было очень сильное желание, чтобы о. Даниил выжил, хотя я и понимал, что при ранении в голову шансов на это очень мало. Когда я подошел к храму, от него отъезжала скорая помощь, которая увозила еще живого о. Даниила в реанимацию. Было много полиции, а также люди из ФСБ и еще каких-то органов. Меня, как и других, начали допрашивать по очереди. Еще около часа приходили смски о состоянии о. Даниила. Наконец, в первом часу ночи я получил сообщение о том, что он умер.

Дав показания, я сидел в трапезной вместе с женщинами, пережившими нападение. Зашел полицейский и сказал, что надо «убрать пятна коричневого цвета». Я вызвался это сделать и меня отвели в храм. Женщины дали мне чистые полотенца и ими я собирал с пола кровь о. Даниила. Потом мне попалось в сети фото, сделанное журналистами через окно. На нем запечатлен тот момент, когда мы заканчиваем вытирать пол. Мне помогал Антоний.

Затем я сидел в храме. Проходивший мимо меня следователь ответил на телефонный звонок и стал отчитываться, как я понял, начальству. Помню, говорил: «Все указывает на религиозную подоплеку. Пока, к сожалению, не получается найти другие версии».

Им очень не хотелось признавать, что о. Даниила убил мусульманин и именно по причине религиозной ненависти. На следующий же день священникам храма строго настрого запретили говорить прихожанам, что здесь могут быть замешаны мусульмане.

А я, когда пришел через день в храм, был изумлен, увидев огромную очередь людей, пришедших прощаться. Вряд ли в обозримом будущем столько же людей придут на прощание со священником. Наверное, власти боялись, что эти невероятные массы народа возмутятся и пойдут громить мусульман в отместку, но мне это казалось совершенно нелепым.

Соответствующее задание пустить общественность по любому другому следу получили и журналисты. В те дни, когда я был в храме, телевизионщики захотели взять у меня интервью. Я согласился. Меня спросили:
— Как вы думаете, кто стоит за убийством о. Даниила?
— Мусульманские террористы.
— Ну а если не мусульмане, то кто еще?
— Ему угрожали мусульмане, в том числе непосредственно перед убийством, не секрет, что именно мусульман раздражала деятельность о. Даниила, поэтому у меня нет других версий.
— Ну хорошо, это понятно. Но ведь он не только про мусульман говорил, возможно, другим он тоже не нравился, может, кто-то еще ему угрожал?
— Конечно, он проповедовал и сектантам, проводил диспуты с язычниками, обращал даже сатанистов, и десять лет назад говорил мне, что ему сатанисты за это угрожали, однако я сомневаюсь, что кто-то будет ждать десять лет, чтобы исполнить свою угрозу, и мне кажется, что гораздо более реалистичная версия – что его убили именно те, кто ему угрожал непосредственно перед убийством.

Ну, вы понимаете, что в итоге взяли в сюжет журналисты – крошечный фрагмент, вырванный из контекста и создающий впечатление, будто я говорю, что за этим стоят сатанисты (я приложил этот фрагмент ниже). В том же выпуске вбрасывали и прочий бред, якобы о. Даниила могли убить из-за земли под храм (как будто у нас есть закон, что после смерти настоятеля выделенная Церкви земля выставляется на продажу). В общем, что угодно, лишь бы не мусульмане.

Тем временем, в декабре ответственность за убийство о. Даниила взяли на себя именно мусульманские террористы из «Имарата Кавказ» (признана террористической организацией в РФ).

И следствие пришло в итоге к тому же выводу. Убил о. Даниила киргиз. Через две недели после этого в Дагестане его остановила полиция для проверки, он начал отстреливаться, убил одного полицейского, ответным огнем был убит сам. Экспертиза установила, что из его пистолета был убит о. Даниил, следствие затем подтвердило это и другими фактами.

Идеолога «Имарата Кавказ», готовившего террористов, ликвидировали через четыре месяца после смерти о. Даниила, а лидера данной организации устранили спустя четыре года. Конечно, все это было из-за других, более резонансных преступлений, но так уж случилось, что никто из причастных к смерти о. Даниила не задержался после этого надолго на земле.

Я решил написать это, поскольку до сих пор некоторые православные не знают, чем все кончилось, и даже разделяют одни из тех нелепых версий, которые были вброшены тогда журналистами.

А тот день, десять лет назад… я до сих пор не могу найти подходящих слов для того, чтобы описать, что я чувствовал, и, наверное, уже не найду.

О. Даниила сильно не хватало, особенно в первые дни и недели. Не раз рука тянулась по привычке к телефону, чтобы позвонить ему, и уже глядя на телефон в руке я понимал, что уже не позвонишь. Тем не менее, за прошедшие годы были многие вещи, которые бы о. Даниила сильно огорчили, и я рад, что он их не видел.

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать… Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими».

Это было Евангельское чтение на тот день, десять лет назад.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика